Николай Рерих. Альбом, том 2
0

Николай Рерих
Альбом, том 2

Рерих Н.К. Альбом. Том 2

Это издание продолжает публикацию произведений выдающегося русского художника Николая Константиновича Рериха, начатую в первом томе[1]. Если в первую книгу вошли самые значительные творения Мастера, подчас хорошо знакомые и неоднократно публиковавшиеся, то во вторую помещены в основном его малоизвестные полотна. Такой принцип формирования альбомов позволяет наиболее полно отразить многогранное творчество Н.К. Рериха и дать представление о коллекциях его картин в собраниях мира. В итоге в двух томах охвачено около полутора тысяч его работ. Однако даже эти фолианты не знакомят со всем, что было создано художником.

В истории русской культуры личность Николая Константиновича Рериха выделяется широтой творческих устремлений, и его подчас называли «универсальный Рерих»[2]. Уроженец Санкт-Петербурга, он в Университете обучался на юридическом факультете, а в Академии художеств – в живописной мастерской А.И. Куинджи. Одновременно увлекался археологией, производил раскопки. Каменный век, древние славяне, варяги, русская иконопись, зодчество, корифеи Ренессанса, Восток – всё находило глубокий отклик в его душе. Прославился как исторический живописец и театральный декоратор, мастер монументальных работ по украшению православных храмов. Известен как оригинальный поэт и писатель, автор многочисленных статей и книг, в которых предстал незаурядным мыслителем. Был неутомимым путешественником, исследователем Азии. Стал инициатором идеи международного договора о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха), подписанного в Белом доме 15 апреля 1935 года. Вместе с женой Еленой Ивановной опубликовал серию книг Учения Живой Этики. В последние годы жил с семьёй в Индии и оставил о себе память как великом гуру и махарише.

В плеяде выдающихся русских художников начала Х века Рерих имел собственное неповторимое лицо. Леонид Андреев в 1919 году проницательно писал о его искусстве, которое «среди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый, прекраснейший мир! Целый новый мир! Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесённый ни на какие карты, он действителен и существует... Рерих – единственный поэт Севера...»[3]. Да, это было действительно так. Однако в дальнейшем держава эта значительно разрослась как в физическом пространстве–времени – вширь и ввысь, так и в гуманитарном – в глубины человеческих идей, прозрений, пророчеств. Она охватила не только Европу, но и Америку, и Азию. Экспедиции Н.К. Рериха прошли тысячекилометровыми путями по неизведанным просторам Сибири, Монголии, Китая, Тибета, Индии, по пустыням и горам Алтая, Тянь-Шаня, Гималаев. Красотой этого поднебесного царства, запечатлённого кистью, он буквально покорил весь мир и стал известен как непревзойдённый мастер гор. И путь к его искусству у многих начинается именно с небольших гималайских этюдов, столь возвышающих человеческий дух.

Художественное мышление Николая Рериха совершило дерзкий прорыв в космос. Однако это было не простое завоевание высоты, а духовно-эстетическое устремление к дальним мирам. Его живописные откровения развивались в унисон с передовой научной и философской мыслью, с поэзией и музыкой деятелей Русского космизма, творчество которых отличал синтез прошлого, настоящего и будущего, достижений современности и мудрости веков. Ожидаемое проникновение в просторы Вселенной связывалось ими с осуществлением древних пророчеств о наступлении эры счастья и справедливости.

Быть может, главное достоинство державы состояло в том, что всё в ней было спаяно в одно неразрывное целое. Эта всеохватность и определила многогранность искусства Рериха, под стать знаменитым тита нам Возрождения. Его полотна – не только предмет лю бования. В них прекрасное облекалось в доспехи необычайно глубокого смысла и возвышающей силы. Они побуждают к сотворчеству, к осознанию духовных основ, к нравственному совершенствованию и устремляют к сияющей Беспредельности. Одна из поздних книг Николая Константиновича носит название «Держава Света». Наверное, не «Держава Рериха», а это, более ёмкое определение – «Держава Света» характеризует его вклад в общемировую сокровищницу культуры.

Действительно, Мастер в своих произведениях даёт синтезирующие образы, обобщая сложившиеся в веках у многих народов представления о прекрасном. В мечтах и чаяниях люди посылали к небу все сокровенные помыслы, которыми жила их душа. Такие проявления родового сознания особенно привлекали живописца. В эпоху преобладающего личностного самовыражения, дошедшего в своих изысках до самых изощрённых форм, Рерих, напротив, углубляется не в индивидуальное, преходящее, а старается писать просто и понятно о том, что волновало и волнует всех. Этот принцип он возвысил до планетарного уровня. Николай Константинович был глубоко русским национальным художником и в то же время человеком, говоря словами Достоевского, со «все мирной отзывчивостью души». Рериховские творения – это высказанные на языке изобразительного искусства идеи и образы, объединяющие весь мир. Требовались особая нравственная ответственность и обладание колоссальными познаниями исторического, духовного плана, чтобы так ясно, открыто и красиво говорить от лица всего человечества. В соответствии с идейно-образной интеграцией Николай Рерих в историческом разнообразии художественных языков обрёл неповторимый обобщающий стиль, который позволил ему быть одинаково убедительным в выражении на полотне своих замыслов, созвучных Западу и Востоку, современности и древности.

Из ушедших времён Николая Константиновича особенно увлекал тот ранний период эволюции человечества, когда существовала не только общая культура каменной индустрии, но и «общность общечеловеческих чувствований»[4]. Рерих настолько прилежал к эпохе камня, что коллекционировал, исследовал и собственными руками извлекал из тысячелетних слоёв драгоценные артефакты. Это непосредственное проникновение в толщи веков убедило его в возможности существования на новом витке исторического развития единого планетарного сознания. Надо ли говорить, что оно предстало насущной задачей нового времени перед лицом глобальных проблем. В их решении главными стали вопросы взаимопонимания, поиск адекватных согласованных действий. В этом процессе, был уверен Мастер, есть единственный консолидирующий путь: «Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства»[5]. Сознание красоты, вслед за Достоевским считал художник, спасёт мир.

Эта гениальная, вызревшая в недрах русской общественной мысли формула находила в кругах деятелей культуры конкретные формы воплощения. В той или иной мере утопичные, они охватывали мыслью весь мир, всю Вселенную. Творцы символизма – писатели, художники, музыканты, уверовав в преобразующую мощь Божественной красоты, мечтали о преображении человечества и пересоздании жизни. И хотя их дерзновенные помыслы не воплотились в реальность, всё же они оставили глубокий след в планетарном сознании. В этом направлении, пожалуй, наиболее глубоко и последовательно шёл Н.К. Рерих.

Обычно гуманитарные идеи не сразу, постепенно овладевают умами людей. Так и рериховские воззрения, его искусство неуклонно входят в жизнь, обретают своих приверженцев, сторонников и последователей. Живописное творчество Мастера убеждает, поскольку зиждется на всём том, что проверено временем, что не затерялось в пыли веков, что наследует образы красоты, созданные на протяжении столетий. Мысли, высказанные им на прекрасном языке искусства, вобравшие этические основы мировых религий, мудрость тысячелетий и достижения современности, несомненно, завоюют мир и укажут человечеству путь к Свету.

Судьба произведений Николая Константиновича Рериха, его обширного художественного наследия складывалась непросто, подчас трагически. И мировые войны, и революции не пощадили некоторые созданные им значительные работы. В конце жизни он писал: «Рассказывают о гибели многих моих картин. Пропал «Зов змия» из Академии, пропал «Поход», «Ункрада», «Построение стен», «Святогор» и другие. Конечно, их считают пропавшими, но кто знает? Пути вещей так неожиданны. Собирая работы старинных мастеров, мы наталкивались на такую изысканную игру жизни»[6].

Наряду с утратами стали появляться на рынке картин и подделки. Конечно, как и в случае с наследием каждого знаменитого художника, для произведений Рериха важна проблема авторской подлинности. Сам художник признавал: «Несколько подделок мне приходилось видеть ещё до войны. Помню одну очень большую картину, неглупо составленную из фрагментов разных моих вещей. Бедный собиратель, позвавший меня одобрить его покупку, был огорчён безмерно. Друзья, вам могут приносить в музей такие подделки, смотрите, будьте осторожнее. Так часто приходилось видеть и картины, и целые альбомы, фальшиво приписанные»[7].

Ещё в 1920-е годы, в предвидении Великой депрессии, Николай Константинович писал: «Предстали перед человечеством события космического величия... Среди груд обесцененных денег человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений»[8]. Так и сейчас, в период мирового финансового кризиса, цены на произведения искусства только растут. В последнее время коллекционеры повсеместно проявляют повышенный интерес к русским мастерам и особенно к наследию Рериха, и потому трудно сказать, в каких частях света, в каких руках осели его работы. Многие полотна из Америки перекочевали за недавние годы в Россию.

Cамарское издательство постаралось охватить известные на сегодняшний день крупные собрания и пригласить их владельцев к участию в альбоме. Планируемый подробный каталог-резонне произведений Н.К. Рериха предполагается поместить в третьем томе.

Настоящий альбом организован по коллекциям, и по замыслу намечалось показать их в полном объёме, однако значительная часть картин уже вошла в первый том. В результате, например, большое собрание из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке представлено во втором альбоме лишь малым числом произведений – ведь большинство составили основу предшествующего фолианта.

Атрибуция работ Николая Константиновича Рериха приведена в соответствии с авторскими списками, музейной документацией и данными, полученными от частных владельцев.

Второй том альбомного издания о творчестве Н.К. Рериха создан при действенном сотрудничестве с нью-йоркским Музеем Николая Рериха (директор Даниил Энтин), московской галереей «Академия художеств» (директор Андриан Владимирович Мельников) и Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов (директор Алексей Анатольевич Бондаренко). Издание осуществлено при поддержке Международного Центра Рерихов, Государственного музея искусства народов Востока, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, других музейных учреждений, а также владельцев частных коллекций. Их голоса предваряют главы, посвящённые отдельным собраниям. Печать и переплёт выполнены итальянской фирмой L.E.G.O.

 

Евгений Палладиевич Маточкин

Рерих Н.К. Альбом. Том 2

Второй том издания содержит 496 cтраниц.

Альбом продается в подарочном коробе.

Языки: русский и английский.

Формат издания: А3.

 

Приобрести второй том альбома Н.Рериха вы можете здесь.

По вопросам оптовых заказов обращайтесь по электронной почте support@agniart.ru и по тел. +7 (846) 270-20-11

 


[1] Николай Рерих: В 2 томах. Т. 1. Самара: Агни; М.: Академия художеств; Цюрих: Центр искусств «Кунст Бератунг», 2008.

[2] Николай Рерих. Во славу (1944) // Н.К. Рерих. Листы дневника: В 3 т. Т. 3. М .: МЦР, Фирма «Бисан-Оазис», 1996. C . 191.

[3] Леонид Андреев. Держава Рериха (1919) // Держава Рериха. М.: Изобразительное искусство, 1994. С. 97–98.

[4] Николай Рерих. Печати (1935) // Н.К. Рерих. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. C . 192.

[5] Николай Рерих. Пути благословения (1924) // Н.К. Рерих. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 91.

[6] Николай Рерих. Алтай (1926) // Н.К. Рерих. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 287.

[7] Там же.

[8] Николай Рерих. Пути благословения (1924) // Н.К. Рерих. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 150.

Моя корзина

Товаров, шт.: 0
Стоимость, руб.: 0

Самара. Набор открыток 10x15 см
Количество:
В розовых красках. Гельтс Л. Фото постер А3+
Количество:
Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха
Количество:
Иван Айвазовский. Набор открыток 10x15 см
Количество:
Альбом Самара
Количество:
Свет небесный. В.А. Росов. Этюды о картинах Н.К. Рериха. Альбом
Количество:
Шишкин Иван. Сосны, освещённые солнцем. Этюд. Репродукция B3
Количество:
Красное и белое. Гельтс Л. Фото постер А4+
Количество:
Шишкин Иван. Лесная заводь. Осень. Репродукция B3
Количество:
Летний вальс. Гельтс Л. Фото постер А4+
Количество: