Михаил Врубель - биография, картины
0

Михаил Врубель - биография, картины

М. А. Врубель. Автопортрет. 1904.

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) – живописец, рисовальщик, акварелист, много работавший в монументально-декоративных формах, в майоликовой скульптуре (керамика с использованием глины, покрытая глазурью).

Врубель занимает в русском искусстве место исключительное и обособленное. О нём уже при жизни слагались легенды. Врубель был словно пришельцем из другого мира, ни на кого не похожий.

Художественную одарённость обнаруживал с детства, но посвятить себя искусству решил только в 24 года. Окончив юридический факультет университета в 1880 году, поступил на первый курс в Академию Художеств. Учился вместе с Серовым, хотя последний был младше на девять лет. Годы ученичества Врубель вспоминал как самые светлые в своей жизни. Тщательно будущий художник изучал натуру. Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры «целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Он видел натуру как драгоценную мозаику частиц. Предметы представали в необычном для обыденного зрения виде.

Несколько месяцев, проведенных в Венеции, сильные впечатления, связанные с искусством средневековья и раннего Ренессанса (Чима да Конельяно, Дж. Беллини) разбудили мощный дар Врубеля-колориста. Особое значение имели мозаики Сан-Марко. По возвращении в Россию он возобновил работы в Киеве, где руководит реставрацией древних фресок в Кирилловской церкви 12 в, исполнив ряд собственных композиций (Сошествие Св. Духа на апостолов)

В акварелях к неисполненным росписям киевского Владимирского собора (1887) полностью кристаллизуется неповторимый стиль Врубеля. Отсюда ведет происхождение замысел, развернувшийся впоследствии в цикл картин на демоническую тему. Демон (1890), Демон Летящий(1899), Демон Поверженный (1892).

Врубель - художник с трагической судьбой. Его картины, напоминающие фантастические видения, населенные загадочными существами, были не поняты современниками. Тяжелая душевная болезнь привела художника к слепоте и гибели. Обстоятельства его жизни и образы его полотен породили легенду о мастере, погубленном демоном, подобно Фаусту.

Михаил Врубель. Демон Сидящий. 1890«Демоническая тема», действительно, всегда занимала Врубеля. В 1890-1891 годах он выполнил серию акварельных иллюстраций к лермонтовскому «Демону», картины «ДЕМОН СИДЯЩИЙ», «ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ» (1899 неокончен) и «ДЕМОН ПОВЕРЖЕННЫЙ» (1902) образуют цикл, являющий так сказать все «ипостаси» Демона. Главная особенность индивидуального стиля Врубеля - создание эффекта мерцания кристаллических граней формы, что уподобляет картины художника мозаичным панно или витражам. Именно так написан Демон сидящий «Свечение красок здесь носит несколько приглушенный характер - это словно остывающий вечерний свет, заставляющий вспомнить описание лермонтовского Демона:

Он был похож на вечер ясный

Ни день, ни ночь, -

ни мрак, ни свет… »

В трактовке образа Демона Врубель отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунтарства, гордыни, презрения к миру (они свойственны, скорее, Демону летящему). Его Демон - скорее лирический персонаж, “дух страдающий, но не злобный”, как говорил о нем сам Врубель.

1890-е гг. отмечены исключительно напряженной творческой активностью Врубеля - работал в Москве, иллюстрируя произведения М. Ю. Лермонтова, в том числе и к поэме.

Михаил Врубель. Царевна-лебедь. 1900Лучшими произведениями 1890-х годов стали станковые картины, одна из них «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ». К русскому эпосу Врубель обратился не случайно. В русских былинах и сказках слышалась «музыка цельного человечества». Сказочные темы стали для Врубеля антитезой темы Демона. Демона терзают неразрешимые вопросы о смысле бытия, а персонажи народного эпоса живут в гармонии с природой, они – сама природа.

Большое влияние на творчество Врубеля имело сближение с С. И. Мамонтовым, промышленником и известнейшим меценатом 19в, кружком в его доме на Спасско-Садовой улице, а летом в подмосковном имении Абрамцево близ Сериева Пасада (1878-1893). Не являясь официальной школой, в кружке оживлялись традиции народного творчества, кружок стал “кузницей” нового стиля, получившего в России наименование модерн. Модерн ( от фр, новейший, современный) по замыслу его идеологов Ницше, Бергенсона, стиль должен был дать человеку цельную, эстетически насыщенную среду. Часто заимствуя круг идей у символизма, модерн воспитывал изысканный утонченный вкус у массового потребителя. Форма уподоблялась природным, органическим формам и структуре, где значительное место занимал орнамент, особенно растительный. Излюбленный сюжет - маки, лилии, ирисы, лебеди, извивающиеся змеи, мотив волны. Цветовая гамма - преимущественно холодных, блеклых тонов. Здесь культивировался интерес к формам и образам народного искусства и фольклора, что и выражалось в былинно-сказочной тематике ряда произведений Врубеля 1890-х, и в подражании народным ремеслам, как первородной стихии всякого формотворчества (картина-панно «Богатырь», 1899), декорации и костюмы для спектаклей Мамонтовской частной оперы в Москве – «Снегурочка», «Сказка о царе Слатане». В московский период Врубель создает известные картины “ДЕМОН СИДЯЩИЙ” (1890), “ИСПАНИЯ” (1894), “ГАДАЛКА” (1895), “ПАН” (1899), ряд портретов, пишет декоративные панно (среди них “ВЕНЕЦИЯ”, 1893; “МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ” для Всероссийской Нижегородской выставки, и “ПРИНЦЕССА ГРЕЗА”, панно на темы “ФАУСТА”, (1896); “БОГАТЫРЬ”, (1898), занимается скульптурой и декоративной керамикой.

Врубель был чрезвычайно образованным человеком, обладающим огромной трудоспособностью и наблюдательностью, умением подолгу анализировать натуру, добиваясь максимальной точности изображения. В его творчестве поражает невероятное сочетание предельного натурализма и абстракции. В одном из писем 1892 года Врубель отмечал, что он “занят поисками чисто и стильно прекрасного в искусстве”. Часто его формы подобны загадочным кристаллам, он сам любил рассматривать камни.

Стиль Врубеля основан на господстве пластического скульптурного, объемного рисунка. Иллюзорная трехмерность перспективного пространства видится как бы разделенной, подобно сотам, на множество кубических ячеек. Предметная конфигурация получается как сопряженность участков поверхности, фрагментированных гранями этой воображаемой пространственной решетки. Он дробил формы на грани, окрашенные как бы изнутри светом и цветом, наподобие кристаллов или фантастических растений - каменных цветов, приближая живопись к мозаике. Форма продолжает дифференцироваться за пределами, предустановленными нормами дневного зрения. Предполагаемое такой техникой рисунка сверхпристальное внимание к деталям формопостроения можно сравнить со способностью видеть в темноте. Художник с такой постановкой времени должен был стать поэтом ночи. (ГАМЛЕТ И ОФЕЛИЯ (1888), ПАН (1898), К НОЧИ (1900), СИРЕНЬ (1901), ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ (1900), ЛЕБЕДЬ (1901). Глаза героев становятся не органом зрения, но душевного слуха: устанавливается магическое торжество состояний всей зрительной картины мира и “душевной оптики” - и в этом исток врубелевского символизма. Репертуар Врубеля был обширен - рисунок, акварель, декоративное панно, театральная декорация, сюжеты Гете, Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Ростана, древняя мифология, русский былинный эпос, использование опыта Византии, колористический опыт Венеции, мозаика, витраж, Ренессанс, барокко, готика и стилистические формы изобразительного ремесленного “фольклора”, у которого он и учился качеству идеально выверенных цветовых и фактурных отношений.

Созданное великим мастером трудно отнести к какому-либо жанру. И это естественно, картины Врубеля оригинальны и отличаются от всех других, они как будто не написаны кистью, а собраны из мозаики. В картинах Врубеля возникает ощущение космичности и непостижимости мира, не понятных разуму связей природы и человека. Сказка превращается в миф. Таинственный и трагический мир Врубеля прекрасен. В нем есть та особая величественность, которую называют “большим стилем”.

Моя корзина

Товаров, шт.: 0
Стоимость, руб.: 0

Альбом Самара
Количество:
Свет небесный. В.А. Росов. Этюды о картинах Н.К. Рериха. Альбом
Количество:
Шишкин Иван. Сосны, освещённые солнцем. Этюд. Репродукция B3
Количество:
Красное и белое. Гельтс Л. Фото постер А4+
Количество:
Шишкин Иван. Лесная заводь. Осень. Репродукция B3
Количество:
Летний вальс. Гельтс Л. Фото постер А4+
Количество:
Сверчков Н. Охота на волка. Репродукция B3
Количество:
Розовый мак. Гельтс Л. Фото постер А4+
Количество:
Бош Е. Урок стрельбы. Репродукция B3
Количество:
Боголюбов Алексей. Сорренто. Репродукция B3
Количество: