Статьи по культуре и искусству, картины и русские художники, природа, пейзажи, горы, акварель Бенуа
0

АКВАРЕЛЬ БЕНУА

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Ренэ Герра, профессор МУЗЕИ И ХУДОЖНИКИ
Бенуа, картины, акварель, русские художники, горы, пейзажи

В год празднования 300-летия основания Санкт-Петербурга особенно уместно вспомнить и напомнить о еще одном несправедливо забытом петербуржце, скончавшемся в изгнании во Франции. Не только потому что Альберт Александрович Бенуа родился в Северной Пальмире в 1888 году; не только потому что он представитель династии, давшей ряд замечательных деятелей искусства во главе с Александром Николаевичем Бенуа; и не только оттого, что его судьба характерна для многих людей его поколения, - но прежде всего потому, что его имя неразрывно связано с историей первой волны русской эмиграции, которая и решила заказать сайт.
Да, он принадлежал к знаменитому роду художников и архитекторов. Но род Бенуа "пошел есть бысть" от француза-кондитера Луи Жюля Бенуа (1770-1822), поселившегося в России в 1794 году. Отцом Альберта Александровича был тоже акварелист - Александр Александрович Бенуа (Конский). А знаменитый архитектор - академик Николай Леонтьевич Бенуа приходится ему двоюродным дедом.
Окончив гимназию К.И. Мая и Институт гражданских инженеров в Петербурге, в 1910 году молодой акварелист, преподаватель Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, уезжает (не подозревая, что навсегда) во Францию, как многие русские художники в то время: Б. Григорьев, Ю. Анненков, И. Пуни, М. Васильева, Г. Лукомский, А. Зиновьев, И. Лебедев, Б. Гроссер... Но, в отличие от Анненкова, Григорьева, Пуни и Лукомского, он остался во Франции, когда началась Первая мировая война.
Окончив в Париже Специальную школу архитектуры, этот русский европеец путешествовал по Французской Ривьере, Корсике, Италии, подобно Бушену и Шухаеву. Вот что написал в 1960 году Юрий Павлович Анненков в некрологе, посвященном Альберту Александровичу Бенуа: "Неудержимый путешественник, он пишет искуснейшие акварели в Италии - Венеция, Таормина, Монреаль, Сан-Джиминьяно, Ассизи, Капри, Лаго-Маджоре; на Корсике - Бастия, Кальви, Аяччо, Бонифачо; на юге Франции - Сиота, Кассис, Экс-ан-Прованс, Сен-Тропез, Марсель; в Альпах - Савой; на севере Франции - Дьепп, Гонфлер; в Бретани... Но особенно прельщала Альберта Бенуа Италия и - в первую очередь - Венеция, это неповторимое человеческое чудо".

Бенуа, картины, акварель, русские художники, горы, пейзажи

По возвращении в Париж Бенуа представлял свои акварельные пейзажи на персональных выставках в престижной галерее "Jean Charpentier" на улице Фобур Сент-Оноре в 1924, 1925 и 1928 годах. А вот что написал для его изящного каталога Луи Уртик, известный историк искусства, члeн Французского института: "Он, прежде всего, акварелист, художник световых эффектов, который сочетает с чрезвычайной заботливостью скалы и дома, барки и горы. Его рисунок сам по себе чрезвычайно выразителен; его штрихи умеют с одинаковой одухотворенностью передать образ скалы, снасти корабля, живописность путровых переплетений альпийских домиков или элегантных старых фасадов Экса в Провансе. Бенуа - безукоризненный рисовальщик, особенно когда в пейзажах архитектура преобладает над природой, над растительностью. Живописец, однако, тоже постоянно присутствует; живой, бесстрашный, ясный акварелист. Альберт Бенуа ездил на берега Средиземного моря искать контрасты, дорогие всем художникам: лазурь волн и золото скал. Его корсиканские акварели являются, несомненно, наиболее выдающимися в этой серии. Его мазок умеет быть одновременно расплывчатым и точным, сдержанным и дерзким. В сущности, именно так и следует творить искусство, столь невесомое и столь чувствительное, как акварельная живопись. Она уважает точность форм и дает световым эффектам несравнимую прозрачность".
Уже с 1923 года в Париже он принимает участие в Осеннем салоне и в Салоне независимых, а в 1925-м участвует в Международной выставке декоративных искусств, показывая архитектурные проекты церквей. Выставки в галереях Жоржа Пети (1929) и В. Гиршмана (1931) были почти полностью посвящены Италии, и преимущественно Венеции. Видный знаток и историк русского искусства Луи Рео, бывший директор Французского института в Санкт-Петербурге, писал в каталоге выставки, открывшейся в декабре 1929 года: "Среди молодых русских художников, которых большевистская революция сорвала с корней и разбросала по Европе, одним из наиболее одаренных, одним из тех, чей подлинный и искренний талант вызывает большое уважение и симпатию, несомненно является Альберт А. Бенуа. На его долю выпала счастливая случайность получить уже при рождении знаменитое имя целого поколения архитекторов, живописцев и декораторов; но он из тех, чьи личные качества делают для него возможным миновать влияние предков, и если верно, что его происхождение и его воспитание среди тонких художников смогли способствовать развитию его дарования или облегчить его дебюты, то в то же время можно с уверенностью утверждать, что, предоставленный собственным возможностям, он, несмотря ни на что, сумел бы, силой своего темперамента, завоевать то же место..." Дальше, продолжает Луи Рео, "видения Венеции, город вод, где свет, отражаемый бесчисленными складками влаги, переливается наиболее нежными колебаниями радуги. В этом раю акварелистов А. Бенуа не удовлетворялся, подобно многим другим художникам, писанием горбатого моста Риальто; он с восхищением исследовал таинственные закоулки пустынных campi, бедняцких rios, водяных ульчонок, тошнотворная вода которых гниет между измученными домами. Но стоит одному солнечному лучу просочиться в этот лабиринт, и вся эта гнилость приобретает сразу праздничный вид. Редкая прелесть этих акварелей со столь разнообразным содержанием заключается в том, что они одновременно построены с уверенностью, вскрывающей архитектора, и с воздушностью сновидений".

Бенуа, картины, акварель, русские художники, горы, пейзажи

Однако этот неутомимый путешественник, влюбленный, как многие знаменитые русские, в Италию, несмотря на столь длительный и ранний отрыв от России, оставался русским до мозга костей. С годами русские корни всё сильнее сказывались в его творчестве. Как и его соотечественник Н.И. Исцеленов, Альберт Александрович Бенуа во второй половине 30-х годов стал в основном заниматься церковным зодчеством и росписями. Как совершенно справедливо пишет Юрий Анненков: "Русское церковное строительство и религиозная (стенная и иконная) живопись постепенно заняли центральное место в его деятельности. Суздальский, московский, киевский, псково-новгородский, ярославский и валаамский древнерусские стили отразились на этой работе с наибольшей силой". В 1937 году Бенуа воздвиг и расписал Храм-памятник русским воинам 1914-1918 годов на русском военном кладбище в Мурмелоне, небольшом городке во французской провинции Шампань, неподалеку от города Реймс. Сергей Рахманинов пожертвовал на это строительство 12 000 франков - сумму по тем временам немалую. Закладка первого камня состоялась в апреле 1936-го. С тех пор это кладбище, где покоится около тысячи русских офицеров и солдат, стало местом ежегодного паломничества к воинам русского Экспедиционного корпуса, почившим во Франции в Первую мировую войну.
А в 1938 году А.А. Бенуа построил и расписал церковь Успения Богородицы на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа, освященную в 1939-м. Кроме того, на этом же кладбище, ставшем уникальным русским некрополем под Парижем, по эскизам Бенуа исполнено более ста крестов и надгробий, сразу узнаваемых по стилю: таковы могилы И.А. Бунина, Д.С. Мережковского и 3.Н. Гиппиус, И.С. Шмелёва… Вот что проникновенно писал об этой церкви и окружающем ее ансамбле Ю.П. Анненков: "Проезжая мимо этой церкви и небольшой звонницы, выросшей по соседству, невозможно не заглядеться на них. Это уже - не природа, не действительность, это - картина, созданная большим мастером. Весь ансамбль - белизна стен, голубые купола, сочетание форм и пропорций, светлые стволы берез, окружающих строение, и главное - его непередаваемая ласковость и призывность, несмотря на трагическое назначение возглавлять последнее земное убежище покинувших нас людей и - в будущем - нас самих, свидетельствует о проникновенном таланте зодчего". С 1960 года "создатель и благоукраситель" храма Успения Богородицы покоится в его крипте.

Май 2003 года
Париж

Моя корзина

Товаров, шт.: 0
Стоимость, руб.: 0

100 работ из музея Николая Рериха в Нью-Йорке
Количество:
Альбом Самара
Количество:
Смирнов-Русецкий Борис. Белуха. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Рерих Николай. Озеро Нагов. Кашмир. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Шишкин Иван. Дубки. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Первый советский военный внедорожник. Пашолок Ю., Иванов П. Альбом
Количество:
Постер для интерьера. Парусник трехмачтовый в море. Репродукция A4 (ц)
Количество:
За Землю Русскую! Историческая живопись Евгения Емельянова. Альбом
Количество:
Николай Фешин. Набор открыток 10x15 см
Количество:
Куинджи Архип. Волны. Репродукция A3 (ц)
Количество: