Статьи по культуре - великие художники, картины, Франция, Русский музей, Третьяковская галерея
0

ШЕЛЕСТ КУПЮР И БЛЕСК КУЛЬТУРЫ

ЧЕЛОВЕК
 Олег Степанов , Чебоксары УГОЛ ЗРЕНИЯ
картины - великие художники, Русский музей,Третьяковская галерея, Франция

Мы начинаем ряд публикаций, освещающих тему взаимодействия бизнеса и культуры. И сегодня предоставляем слово представителю региональных деловых кругов из города Чебоксары (Чувашская Республика) Олегу Степанову, возглавляющему группу компаний "Термотехника". Господин Степанов активно участвует в ряде значимых проектов, включая международные. "Термотехника" финансировала создание в Чебоксарах Индийского культурного центра, сотрудничает с рядом международных и российских культурных учреждений из регионов Поволжья, спонсирует журналы по культуре и международные культурологические экспедиции.

Долгое время в Европе патронаж над культурой традиционно брали на себя представители знатных родов. Во времена Возрождения великие переплетных дел мастера, возвысившие книгоиздание до уровня искусства, такие, как Ле Гаскон или Альдо Мануччи (венецианский печатник), шли рука об руку со своими покровителями - родами Медичи, Гролье. Последние не жалели средств на то, чтобы окружающая их обстановка, всякая мелочь быта несли на себе блеск гения великих художников.
Фундамент великой французской культуры, как известно, закладывали при Людовике XIV. При его непосредственном участии впервые в Европе была создана система выплат пенсий и вознаграждений для "литераторов" - поэтов, прозаиков, а также ученых. Среди пенсионеров фигурировали специалисты гуманитарных наук, эрудиты, грамматисты, знатоки риторики, историографы, математики, географы, астрономы, физики.
Самые щедрые вознаграждения предназначались иностранным ученым, которых Франция хотела удержать в Париже. Среди последних значились физик Христиан Гюйгенс, великий итальянский астроном Кассини.
Ни одна страна не знала такого меценатства. Только за 12 лет король и его верный интендант Жан Батист Кольбер придумали, учредили или усовершенствовали большое количество культурных учреждений, которые существуют во Франции и поныне. Это королевская мануфактура "Гобелены", созданная в 1662 году; Академия словесности (1663); "Газета учёных", на которую можно подписаться и сегодня; Академия наук (1666); "Вилла Медичи" - академия Франции в Риме; обсерватория; "Музей", который и поныне проводит научные изыскания в рамках "королевского сада редких растений", Академия танцев...
В России цари также играли главенствующую роль в формировании, как сейчас принято говорить, культурной среды. Известно, что Александр III собрал ценную коллекцию картин и другие произведения отечественного искусства. Они явились основой Русского музея. Ближайшим помощником Императора в этом деле был брат - Августейший Президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович.
Александр III патронировал и развитие музыкального искусства в России. Была выделена крупнейшая по тем временам субсидия в 400 000 рублей для строительства Московской консерватории, выплачивалась государственная стипендия П.И. Чайковскому.
Именно при Александре III культурная жизнь России была насыщена множеством значительных событий. В 1883 году открылся Исторический музей в Москве; в 1888-м в Киеве - памятник Богдану Хмельницкому; было построено здание Одесского театра оперы и балета; под покровительством принца Ольденбургского в Санкт-Петербурге открылся Институт экспериментальной медицины, в 1890 году основано Русское астрономическое общество; в эти же годы подготовлен проект создания Русского археологического института в Константинополе.
А при Николае II в Санкт-Петербурге открылось заново реконструированное здание консерватории; появился Московский художественный театр; открыл свои двери драматический театр В.Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге; основан Музей истории Москвы; в Москве же открылся кружок любителей русской музыки; "Дом песни"; музыкально-теоретическая библиотека и многое другое.
Большую работу в формировании русской культуры вели Великие князья. Строительство Большого зала Московской консерватории состоялось при деятельном участии Великого князя Константина Константиновича, известного нам как поэт К.Р. При его же непосредственном участии было подготовлено академическое издание произведений А.С. Пушкина, основан Пушкинский Дом в Санкт-Петербурге, приобретено в казну имение Михайловское, а могила поэта была взята под государственную охрану.
Примеры эти оказали на молодой тогда российский бизнес серьезное влияние. Постепенно сформировался институт российского меценатства. Среди тех, кто вкладывал немалые деньги в русскую культуру, были текстильные фабриканты Щукины, С.И. Мамонтов, С.Т. Морозов, П.П. Рябушинский и другие. В 1913 году московский купец А.А. Бахрушин передал государству созданный им первый в России театральный музей Российской Академии наук (ныне Государственный музей театрального искусства имени А.А. Бахрушина). Хорошо известна также роль П.М. Третьякова в создании знаменитой Третьяковской галереи, которая носит его имя.
Традиции российского меценатства простираются не только на культуру, но и на духовные ценности Отечества. Император Николай II покровительствовал православной церкви. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, вновь открыто более 250 мужских и женских монастырей. Государь Император лично участвовал в закладке множества новых храмов. В годы его правления построены Владимирский собор в Киеве, Иоанновский женский монастырь, церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", уникальный храм-памятник погибшим в Русско-японской войне 1904-1905 годов - Спас на водах, Фёдоровский собор в Санкт-Петербурге. Всего же в России в то время насчитывалось 53 346 православных храмов.
Заметную роль играли и пожертвования средств на строительство храмов Великих княгинь. В 1909 году по инициативе Великой княгини Елизаветы Фёдоровны возник Покровский собор в Москве. А в Ницце (в то время популярнейшем французском курорте среди российской аристократии, интеллигенции) благодаря средствам, выделенным вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной, появился Свято-Никольский собор.
При советской власти культуру опекало государство, а после перестройки и распада СССР она долгое время сиротливо оставалась без содержания, наедине с хищным и равнодушным ко всему российским капитализмом. Как известно, ничего хорошего из этого не вышло.
Отчасти мировое сообщество выработало позицию по вопросам взаимодействия бизнеса и социума. Она была изложена в докладе Генерального секретаря ООН "Разработка руководящих принципов относительно роли и социальной ответственности частного сектора". Но закладка принципов человеческих отношений, основанных на гуманизме, толерантности и взаимном доверии, идет непросто. Непреходящие ценности морали так и не стали пока императивом.
С другой стороны, мы имеем обнадеживающие примеры из мировой практики. Тот же американский бизнес за довольно короткий срок (с конца XIX века до середины XX) претерпел серьезнейшие эволюционные изменения. Вспомним, как характеризовал американского предпринимателя английский писатель Оскар Уайльд в конце XIX века. "Он - человек уверенный в себе…Телефон для него мерило цивилизации, и в самых отчаянных своих утопических мечтах он не унесется за пределы надземных железных дорог и электрических звонков. С совершенно обескураживающей наивностью и беззаботностью он и глазом не моргнет, сравнив Сент-Джеймский дворец с большим центральным вокзалом в Чикаго, а Вестминстерское аббатство с Ниагарским водопадом. О красоте он судит по массе, превосходство определяет размерами. Глобальные игры, и игры загрузить на андроид 4.0 бесплатно, тут качаю. Величие страны меряет он числом квадратных миль ее территории и не устанет убеждать гостиничную прислугу, будто штат Техас побольше Франции и Германии вместе взятых. Он не восторгается Искусством, не ценит Красоту, равнодушен к Минувшему. Он полагает, что цивилизация началась с изобретения паровой машины, и с презрением косится на прошедшие века. Он не станет бродить по Равенне, ибо улицы ее заросли травой [статья была опубликована в 1887 г. - Прим. авт.], он не ощутит прелестей Вероны, ибо балконы ее разъела ржавчина. Единственное его желание - подвергнуть всю Европу тщательному подновлению. Он возмущен, отчего нынешние римляне не покрыли Колизей стеклянным колпаком, не приспособили его для хранения мануфактуры…"
В этом несколько утрированном описании американского бизнесмена конца XIX века хорошо проглядывают черты "нового русского" начала XXI.
Но американский бизнес претерпел существенные изменения по отношению к собственной культуре. Вот как описывает этот процесс в своих мемуарах директор нью-йоркской художественной галереи "Уилденстейн" Владимир Виссон: "…В конце шестидесятых годов сам бизнес проявил желание выделять средства на поддержку художественных проектов. Отчасти это произошло в соответствии с изменениями в политике IRS-Internal Revenue Service (Налоговое управление США), так как новые законы по налоговым отчислениям делали искусство не объектом развлечения отдельных эксцентриков, а прибыльной сферой деятельности для бизнесменов. Теперь вместо того чтобы списывать искусство как ненужную роскошь, деловые круги оказались заинтересованы в списании налогов. В начале семидесятых годов группа лидирующих корпораций наняла фирму, специализировавшуюся на связях с общественностью, для изучения выставочных планов крупнейших музеев, а также для определения объемов средств, необходимых для осуществления этих проектов. Некоторые компании даже соревновались, оспаривая роль спонсора той или иной выставки. Заметные экспозиции были созданы музеями с помощью таких организаций, как Национальный фонд искусств, фонд "Alcona", фонд "Mobil Oil", "Pepsi-Cola" и "Olivetti"… Перечислять можно действительно долго".
Из сказанного напрашивается ряд выводов. История не знает примеров, когда бы культура могла развиваться сама по себе, без заботы со стороны сильных мира сего. Как заметил тот же Кольбер, в субсидиях не нуждается только варварство. На данном этапе истории в качестве сильных мира сего выступают деловые круги. И оказывается, что даже наиболее прагматичный капитал (в данном случае американский) подвержен эволюционным переменам. Но со стороны государства требуется определенный импульс, в данном случае преференции для тех, кто финансирует культуру. А мечты нашего правительства о переводе российской культуры на "хозрасчет" эфемерны, поскольку природа культуры не позволит этого сделать.
У Шпенглера в "Закате Европы" есть одно зловещее указание, смысл которого сводится к следующему: когда культура в упадке, то она начинает сосредоточиваться исключительно в крупных городах. Что и происходит сейчас в России. По моему мнению, изменить ситуацию в провинции в состоянии лишь региональный бизнес. Тем более что за эти годы изменилась психология деловых людей, чье поле деятельности - бескрайняя российская глубинка. Многие из них внутренне готовы вкладывать средства в культуру родных поселков, небольших городков, региональных центров. И уже сегодня финансируют строительство храмов, вкладывают деньги в инновационно-просветительские проекты, работая совместно с учреждениями культуры. Не исключение и компания, которую я возглавляю. Мы также помогаем строить церкви, участвуем в корпоративных проектах просветительского характера, спонсируем спортивные мероприятия, помогаем школам создавать так называемую обучающую среду, приобретая для них изобразительные выставки, оформляя интерьеры…
Но если говорить в целом, то кардинального поворота бизнеса по отношению к культуре в регионах пока не произошло. Ускорить процесс помогли бы разумные законы в сфере налогообложения, поощряющие меценатство. Есть еще одна деликатная тема - экономическая безопасность бизнеса. Здесь также требуются определенные шаги со стороны государства, поскольку бизнес нередко нуждается в защите от контролирующих органов. Если мы решим эти в целом прозаические проблемы, отечественная культура весей и малых городов получит долгожданный и долговременный патронаж в лице региональных деловых кругов. А мотивы, движущие человеком бизнеса в таких делах, как и везде, самые разные. Один озабочен поднятием собственного имиджа, другого тревожит пошатнувшееся реноме корпорации, а третий искренне ценит красоту, искусство вообще, понимает его непреходящее значение в гармонизации жизни.

Моя корзина

Товаров, шт.: 0
Стоимость, руб.: 0

100 работ из музея Николая Рериха в Нью-Йорке
Количество:
Альбом Самара
Количество:
Смирнов-Русецкий Борис. Белуха. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Рерих Николай. Озеро Нагов. Кашмир. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Шишкин Иван. Дубки. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Первый советский военный внедорожник. Пашолок Ю., Иванов П. Альбом
Количество:
Постер для интерьера. Парусник трехмачтовый в море. Репродукция A4 (ц)
Количество:
За Землю Русскую! Историческая живопись Евгения Емельянова. Альбом
Количество:
Николай Фешин. Набор открыток 10x15 см
Количество:
Куинджи Архип. Волны. Репродукция A3 (ц)
Количество: