ПОДАТЕЛЬ СЧАСТЬЯ |
ЦИВИЛИЗАЦИЯ |
Юлия Юмашева, кандидат историчеких наук, Москва | ЛЮДИ И БОГИ |
Вероятно, каждого, кто впервые сталкивается с индийской мифологией, удивляет
и одновременно умиляет обаятельный бог с ласковым для русского слуха именем
Ганеша. Так и хочется произнести, пропеть его по слогам - Га-не-ша. Оказывается,
это симпатичное и лукавое существо, обязательно присутствующее в каждом индийском
доме и превосходящее своей популярностью главных индусских богов, почитается
в современной Индии как бог - воплощение мудрости и образованности, патрон искусств,
устранитель и чинитель препятствий, даритель поражения и успеха, исполнитель
желаний. Приоритет этого общеиндийского божества постоянно подтверждается: ко
всякому начинанию и мероприятию, частному или общественному, приступают лишь
после непременного молебна Ганеше как гаранту благополучия и удачи в предпринимаемом
деле. Трудно удержаться от цитирования известного американского религиоведа
В. Донигер О'Флаерти: "Ганеша обладает всем, что очаровывает любого, кто
интересуется религией или Индией или тем и другим сразу: обаянием, тайной, известностью,
сексуальным ореолом, моральной неоднозначностью и политическим весом..."
В "биографии" одного из самых "молодых" богов индусского
пантеона (его многослойный комплексный образ окончательно сложился лишь в эпоху
раннего средневековья) отразились все мыслимые и немыслимые человеческие страсти,
связанные с появлением в семье второго ребенка, хотя в роли родителей малыша
и выступали два верховных божества индуизма - бог Шива и его супруга Парвати.
Существует несколько версий, повествующих об обстоятельствах рождения Ганеши.
Согласно изложенной в "Вараха-пуране", Шива, по просьбе небожителей
размышлявший о защите богов от проникших в рай толп, создал Ганешу из собственного
величественного сияния. Парвати, увидев красивого юношу, возникшего без ее участия,
произнесла проклятье: "Пусть его голова станет, как у слона, а тело изуродуется
большим животом". И тогда Шива сказал: "Имя твое будет Ганеша, ты
будешь... источником успеха и разочарования, велико будет твое влияние среди
богов, и тот, кто при любом начинании или обращении к другим богам первым не
почтит тебя, ничего не добьется". По второй, более популярной версии -
"Брихаддхарма-пурана" - после появления на свет первенца, бога войны
Сканды, Шива не хотел больше иметь детей, а нежная Парвати страстно желала второго
сына. Разгневанный ее упреками и просьбами, Шива свернул полу одеяния богини
и подал ей в руки: "Вот тебе сын, Парвати". - "Как может этот
кусок ткани заменить мне сына?" - с горечью возразила супруга. Но когда
она говорила, то случайно прижала сверток к своей груди, и он вдруг ожил. Радости
матери не было предела, и она велела жрецам совершить обряды, полагавшиеся при
рождении сына.
Появившись на свет столь необычно и при этом оказавшись обыкновенным ребенком,
Ганеша был просто "обречен" на дальнейшие чудесные превращения. Детали
внешнего облика бога - а изображают его с головой слона с отломанным бивнем
и упитанным человеческим туловищем с круто выпирающим животом, говорящим об
отменном аппетите своего владельца, с двумя, четырьмя, шестью или десятью руками,
стоящим, сидящим или танцующим - получают вариативное объяснение в мифологической
литературе. В каждом мифе, излагающем обстоятельства обезглавливания Ганеши
с последующим присоединением головы слона к его телу, непременно подтверждается
вторичность слоновьей головы у этого божества. В трактовке "Вараха-пураны"
Ганеша потерял голову из-за проклятия Парвати, недовольной его необычным появлением
на свет, а "Брихаддхарма-пурана" содержит развернутый и красочный
рассказ об этом событии. Не менее распространена история о разъяренном Шиве,
собственноручно отрезавшем голову разозлившего его сына, когда тот не пропустил
отца в покои Парвати. Затем, чтобы утешить супругу, Шива приставил к туловищу
малыша голову находившегося неподалеку слона, а возможно слоноголового демона
Гаджасуры.
Известно, что всех богов пригласили на церемонию наречения младенца. Почести
Парвати и ее сыну не воздал только Шани, от взгляда которого гибло всё... Однако
богиня-мать настояла, чтобы он взглянул на малыша. Как только Шани посмотрел
на Ганешу, испепеленная головка того отделилась от тела и упала на землю. Воскресить
младенца не удалось даже Шиве. Тогда с небес раздался голос творца вселенной
Брахмы, велевший "приставить" к плечам Ганеши голову первого встретившегося
Парвати существа или того, кто "спит лицом к северу". На поиски был
отправлен слуга Нандин, который после долгих странствий пришел в столицу небесного
царства Амаравати. У ворот города он увидел слона бога этого царства Индры -
Айравату, лежавшего головой на север. Победив Индру в сражении, Нандин отсек
голову слона и вернулся к Шиве. Юный бог ожил и по велению отца встал во главе
ганы - ватаги слуг Шивы, получив от Брахмы имя Ганеша - Владыка сонмов и титул
Ганапати - Предводитель ганы.
Слоноголовый бог, кроме уже упомянутых, известен под разными именами-эпитетами,
связанными с его функциями или отражающими элементы его необычного облика: Двидехак
- Обладающий двойным телом, Гаджанан - Наделенный ликом слона, Экаданта - Одноклыковый,
Ламбодар - Обладающий толстым животом; Винаяк - Устранитель препятствий, Сиддхидата
- Дарующий успех, Херамба - Защитник... Богиня мудрости Сарасвати подарила Ганеше
перо и чернила - и он стал богом учености. Этим пером им записано со слов мудреца
Вьясы сказание о великой битве потомков Бхараты на поле Куру, известное всему
миру как эпос "Махабхарата". По милости Брахмы Ганеша стал покровителем
купцов и путешественников, а божественный мудрец, наставник богов Брихаспати
подарил ему священный шнур через левое плечо, отличающий мудреца и жреца-брахмана
(также признаком мудрости Ганеши является пояс из змей). Хотя Ганешу не узнать
невозможно, многие детали его изображения варьируются, отражая и подчеркивая
тот или иной функциональный или символический аспект его сущности. Среди атрибутов,
чаще всего наблюдаемых в его руках, топорик - чтобы обрубать иллюзии и ложные
учения; бодец - чтобы уколом погонять слона и символически насквозь "пронзать"
заблуждения; петля - используется для обуздания дикого слона и символизирует
победу над страстями и желаниями.
Согласно различным легендам о его приключениях, Ганеша был и непобедимым воином,
участником многих битв и сражений, о чем свидетельствуют боевые отметины. Так,
его голову украшает лишь один бивень, второй он потерял в битве с героем индийской
мифологии Парашурамой или в сражении с великаном Гаджамукхой: магический бивень
обратил его в крысу, ставшую ездовым животным победителя. В ознаменование военных
побед мурти - лик, образ божества - Ганеши обычно изображается держащим в одной
из четырех рук топор. Второй рукой бог держит силок, охраняя и защищая небесные
чертоги: чтобы высших обителей достигали только истинно преданные Шиве, Ганеша
изобретает препятствия для людей, помрачая их разум и заставляя стремиться к
богатству и временным наслаждениям. Но для праведников, чистых сердцами и помыслами
людей эти испытания не страшны: Ганеша не только не препятствует им, а наоборот,
покровительствует и устраняет все трудности. Об этом свидетельствуют ритуальный
сосуд с модакой - сладостями в третьей руке и благословляющий жест четвертой
руки бога.
Степень "вовлеченности" Ганеши в повседневную жизнь показывает его
семейный и брачный статус. В Северной Индии семейное положение этого бога не
вызывает сомнений и подкрепляется ссылкой на "Шива-пурану", согласно
которой Шива и Парвати пообещали устроить благоприятный брак для того из своих
сыновей, кто быстрее обойдет мир. Сканда помчался изо всех сил вокруг земного
шара, а Ганеша не торопясь совершил омовение и, ритуально очищенный, с полным
почтением обошел вокруг своих родителей. Изумленным Шиве и Парвати он напомнил,
что в соответствии с ведами обход вокруг родителей равнозначен обходу вокруг
земли. Они женили Ганешу на сестрах Сиддхи (Успех, Достижение) и Буддхи (Ум),
которые родили двух мальчиков - Кшема (Процветание) и Лабха (Приобретение).
Популярность Ганеши чрезвычайно велика: он принадлежит всей Индии. Достаточно
сказать, что ни один храмовый комплекс здесь не обходится без храма Ганеши или
изящного изваяния этого божества: сражающегося, благословляющего, танцующего...
Он важно восседает в собственных святилищах. В каждом доме есть либо рисунок
с его изображением над входной дверью, либо олеография, либо его скульптура:
она помещается в домашнем алтаре - обязательно на столике или подставке (ни
в коем случае не на полу - это может оскорбить достоинство бога, обидеть его).
Даже обращение к другим кумирам предваряют умилостивлением Ганеши. Каждое утро
для него курят специальные благовония - агарбатти, чаще всего сандал, жасмин
или лотос, и имя его поминается во время молитвы прежде имен других богов. А
в день рождения божества, которое отмечается весной (в Западной Индии торжества
по этому поводу длятся 10 дней!), с детской непосредственностью в красивом блюдечке
Ганеше преподносят молоко. Если на следующий день блюдце пусто, значит, бог
принял дар, и счастливца ожидает небывалый успех...
Но, пожалуй, одним из самых красивых ритуалов, посвященных слоноголовому богу,
является танец Пушпаджали Ганеша - Прославление Ганеши цветами, в котором танцовщицы
пластикой, мимикой и специальными жестами - мудрами рассказывают о любимом боге.
Содержание сценки примерно такое: "Он едет на мыши. У него большие уши.
Мы лепим рисовые шарики - модаку и подносим ему. Он сын бога Шивы. Он оберегает
нас и сметает препятствия на нашем пути. Мы возлагаем цветы к его ногам".
Удивительно точный и такой необычный портрет Ганеши!
...В церемонии моления Ганеше есть такие слова: "Податель счастья, избавитель
от несчастий, чья милость простирает на нас свою любовь и не оставляет ни пылинки
от препятствий... Когда лицезреем тебя, все желания нашего ума исполняются".
Так пусть и ваши желания исполнятся!
все
Продукция Издательского дома "Агни" пользуется вниманием первых лиц государства: |
В ПРОДАЖЕ появился второй том уникального издания, посвященный творчеству Николая Константиновича Рериха (1874-1947).
Подробнее...