Айвазовский - биография, описание картин
0

Айвазовский - биография, описание картин

И. К. Айвазовский. Автопортрет.1898. Фрагмент

Иван Константинович Айвазовский (Гайвазовский) (1817-1900) – крупнейший маринист, прославивший русское искусство во всём мире.

Юность Айвазовского

Начало биографии Айвазовского связано с расцветом российской культуры в начале 19 века. Родился в приморском городке Феодосия в семье разорившегося армянского купца. Шум прибоя, игра солнечных бликов на водной поверхности, корабли в гавани пленили мальчика, страстью которого стало рисование. Он рисовал углём на белых стенах крымских домиков целые сцены. Эти рисунки заметил и оценил феодосийский градоначальник. С его помощью мальчик поступил в симферопольскую гимназию, а затем в 1833 году в Петербургскую Академию художеств. С самых первых дней пребывания Иван поставлен в число преуспевающих и подающих большие надежды учеников. Он был определён в класс Максима Воробьёва – человеку из народа, солдатскому сыну, тонкому лирику. Он учил любить и понимать природу, чувствовать её состояние. Склонность Айвазовского к изображению моря, проявившаяся с ранних лет, поддерживалась и развивалась профессором. Он копировал морские пейзажи француза Лоррена, голландских живописцев. Решающую роль сыграл приезд в Петербург Таннера – французский художник, владевший приёмами изображения воды. Юный Айвазовский стал помощником и обучился этим приёмам. Годы учёбы были наполнены неустанным трудом, радостью творчества, счастьем знакомства с известными с людьми. За выпускную работу Айвазовского удостоили золотой медали первой степени, что давало ему возможность совершенствовать своё творчество за границей.

Итальянский период биографии Айвазовского

В Италии Айвазовский много работает, путешествует, знакомится с искусством старых мастеров. Эта страна покорила художника неповторимой красотой и очарованием, которую Айвазовский воссоздал на своих полотнах. Романтическая одухотворённость пейзажей Айвазовского, лирическое настроение привлекали современников. Английский пейзажист Тёрнер очень ценил талант русского художника: «Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но твоя работа очаровала меня, и восторг овладел мною».

P.S . Несколько слов об их знакомстве. Тёрнер прибыл в Италию в возрасте 67 лет и побывал на выставке молодого русского художника, о таланте которого говорила вся Италия. Англичанин был поражён картинами Айвазовского. Глядя на полотна Айвазовского, он представил себя в его возрасте и вновь пережил то чувство, каким овладела им эта солнечная страна в первый раз. Английский и русский художники были неразлучны, многие хотели к ним присоединиться, но они уклонялись от общества других людей: им нужно было многое узнать друг о друге и многое сказать друг другу. Старый художник поверил свои мысли об изображении земли, неба и воды. Два великих мастера беседовали не только об искусстве, но и о своих интересах. Между двумя этими людьми нашлось очень много общего.

За этот период создано сорок картин. Работая над разнообразием морских пейзажей, не повторяясь в сюжетах, Айвазовский ищет новые оттенки освещения морской воды или облаков, состояния атмосферы. Он стремится найти свою новую тему в пейзаже, свойственную только ему. Следствием таких поисков становится картина «Хаос». Произведение написано во время пенсионерской поездки в Италию. Это период становления живописного метода начинающего мариниста. Айвазовский окончательно остановился на импровизационном методе работы в мастерской. Только такой метод работы позволил создавать запоминающиеся и эффектные композиции.

«ХАОС» («СОТВОРЕНИЕ МИРА», 1841, музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция) изображает движение необузданной первозданной стихии, которую озаряет комета, являя собою создателя стихий – неба, земли, воды. Его волновали события космического характера, грандиозные земные катаклизмы. Кругом чёрный мрак ночи. Море кипит, выбрасывая на поверхность клокочущие волны. Небо грозно неистовствует. Ветер ревёт. И среди этого беспорядка из бурных вод бескрайнего моря встаёт светящаяся фигура Создателя. За основу идеи картины взяты слова из книги Бытия: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух божий носился над водою». На полотне передан мрак, постепенно вытесняемый светом. После выставки картины в Риме Айвазовский стал знаменит. О нём заговорили газеты, ему посвящали стихи. Теперь уже он не мог, как прежде, спокойно работать. Множество людей пыталось проникнуть в мастерскую. Среди назойливых поклонников Айвазовский неожиданно приобрёл настоящего друга – неаполитанца Векки. Векки был счастлив, что его родной город вдохновил русского художника. Итальянец напечатал в одной неаполитанской газете статью о картинах русского живописца.
Папа Римский Григорий Шестнадцатый приобрел для картинной галереи Ватикана картину Айвазовского «Хаос». А в знак отличного своего благоволения пожаловал Айвазовскому золотую медаль. По этому поводу русский писатель М.В. Гоголь говорил: «Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане».

Метод импровизации Айвазовского

Во время путешествий Айвазовский всюду работал – на палубе корабля, в номере гостиницы, на улицах городов. Он никогда не расставался с альбомом. В рисунках фиксировал свои впечатления. Рисунки сами по себе были художественными произведениями, но художник не придавал им значения и легко дарил людям.

Главной темой его творчества оставалось море, во всём многообразии своих проявлений: будь то томная нега утреннего штиля, волшебная тишина южной знойной ночи, феерические закаты и морские бури с кораблекрушениями, где одна из самых переменчивых природных стихий предстаёт могучей и неукротимой в момент её наивысшего торжества. Редкая одарённость Айвазовского, любовь к морю, наблюдательность, и живой интерес к окружающему миру выдвинули его в ряд самых известных художников того времени и позволили завоевать славу лучшего мариниста. Марина – от франц. морской – пейзаж, изображающий море. Мастера марины называли маринистом.

Может ли кисть художника остановить мгновение в движении волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей, а выглядела живой, подвижной, готовой вот-вот удариться об мель или корпус судна, попавшего в шторм, и рассыпаться на множество «жемчужных» брызг? Именно эта задача стоит перед маринистом, посвящающим картину волнению на море. Но решить эту задачу очень непросто. Как бы художник не наблюдал за морской стихией, он не сможет изобразить на полотне конкретную волну из-за её стремительности. Для достоверной передачи волнения на море художнику нужно использовать свою зрительную память, чтобы создать некий собирательный образ волны.

Айвазовский открыл свой метод изображения стихии обязательно по памяти, даже без этюдов, ограничиваясь лишь беглыми набросками карандашом. В мастерской ничто не должно было мешать ему, сосредоточиться на ярком воспоминании. Обосновывая этот метод, художник говорил: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину». Феноменальная память и романтическое воображение позволяли ему делать это с неповторимым блеском. Методом импровизации выполнены даже огромные полотна, которые он завершал в течение одного сеанса. Айвазовский не делал поправок. Лишь изредка, после того, как картина была написана, художник возвращался к ней, чтобы усилить цветом или тоном эффект прозрачной волны или глубину морской пучины. Методом импровизации Айвазовский пользовался на протяжении всего шестидесятилетнего творчества. За этот период создано более шести тысяч марин. Он всегда работал легко, быстро, артистично. Никогда не скрывал своих профессиональных секретов, писал в присутствии друзей, посетителей мастерской. «С молодыми блестящими глазами, устремлёнными на оживающее полотно, художник был положительно эффектен… по довольному выражению лица можно было смело сказать, что такой труд – истинное наслаждение»,- писал один из очевидцев.

Образ Пушкина в творчестве Айвазовского

Свет в творчестве Айвазовского играет значительную роль. Это – символ жизни, надежды и веры, символ вечности. Созданный Айвазовским образ моря наиболее близок пушкинской поэзии, которую художник считал самым высоким мерилом творчества.

О самом же мастере можно сказать словами поэта: «Он был, о море, твой певец». Ведь сам Пушкин – известный русский поэт – дал благословение ученику академии на первой выставке картин. 27 сентября 1863 года в Академии художеств открылась выставка. На открытие собрался весь Петербург. Сюда же прибыл Пушкин. Сбылась заветная мечта молодого Айвазовского увидеть Пушкина. Юноша подвёл поэта к своим картинам. Александр Сергеевич выразил признательность начинающему художнику: «Вы разбудили во мне воспоминания о счастливейших днях моей юности». На прощание Пушкин крепко пожал руку Айвазовскому. Так будущий маринист получил благословение великого русского поэта. Айвазовский на всю жизнь запомнил наставление Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво».

Пушкина Айвазовский боготворил: в его поэзии воспета природа Крыма, родное Чёрное море. В книгах поэта открывалась ясность и гармония, вечная хвала природе и жизни. И он с юношеских лет стремился проникнуться пушкинским видением моря и воплотить его. Многие обращались к Ивану Константиновичу с просьбой создать портрет поэта. И вот в один из дней Айвазовский получил письмо от Исторического музея из Москвы. Оно напомнило ему, что человеческая жизнь имеет свои пределы, что время идёт безостановочно, а он не осуществил всех планов, возникших в пору юности, когда в мечтах смутно являлись очертания будущих картин, посвящённых Пушкину и морю. Но теперь Айвазовский их напишет. Живописец готов к осуществлению замыслов, выношенных целой жизнью. Внутренним зрением художник в стороне видит Пушкина, который пристально смотрит на него. Между ним и Пушкиным вдруг вздымаются два водяных вала.

Отныне Айвазовскому ясно – он не должен стремиться воплотить портрет поэта, его назначение – воплотить море по-пушкински. Это и будет образ великого Александра Сергеевича. Айвазовскому было восемьдесят лет, когда он приступил к работе над картиной "Среди волн" .

Айвазовский И.К. Среди волн. 1898«СРЕДИ ВОЛН» (1898, Феодосийская картинная галерея). Одно из последних творений мастера, которое относится к периоду «серебристых марин». Это «жемчужина» русской живописи. Произведение является как бы итогом большого труда всей жизни художника, вершиной его творчества.

В начале работы Айвазовский поддался романтическим увлечениям и написал в центре картины лодку с людьми, погибающими среди волн. Наблюдавшие за ним внуки Нике и Котик, в один голос закричали: «Не надо, дедушка! Не надо, чтобы тонули!» Художник сам понял, что не следует этого делать. Его море не должно вызывать страх и ужас, не надо, чтобы его боялись…

Природа поёт гимн рождённым из первозданного хаоса волнам. Луч солнечного света озарил всю картину, а обе вздымающиеся волны освещены изнутри, но ещё светлее белая пена между ними.

Иван Константинович говорил: «Сюжет слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моею кистью».

Недаром В.В. Стасов писал об Айвазовском: “Маринист Айвазовский по рождению своему и по натуре был художником совершенно исключительным, живо чувствующим и самостоятельно передающим, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами».

Противостояние людей и стихии в творчестве Айвазовского

Катастрофы на море…Они всегда волновали людей, приковывали к себе внимание общества. Кораблекрушение – основная тема в творчестве Айвазовского. Сколько человеческих страстей, отчаяния, напряжения всех сил таит в себе она! Именно в такой экстремальной ситуации раскрывается глубина человеческих характеров. Природа всесильна, а человек ничтожен – вот основной лейтмотив таких марин. Борьба с морской стихией показана в картине «Девятый вал». Часто Айвазовский думал о создании картины, которая будет волновать и потрясать людей. Он даже закрывался от всех в мастерской, несколько дней думал, не прикасался к кистям и краскам. Вставало в памяти детство: он с мальчишками помогает рыбакам выгружать рыбу; во время отдыха рыбаки рассказывали о страшных бурях, катастрофах на море. Вспомнил и своё путешествие из Англии в Испанию. В Бискайском заливе корабль попал в жестокую бурю. Все пассажиры обезумели от страха. Он держался рядом с капитаном, с которым подружился в начале плавания. Художник тоже испытывал страх. Но его не покидала способность любоваться прекрасной грозной картиной бури. Чудом они добрались до Лиссабонской гавани. А европейские газеты уже распространили слух о гибели парохода и пассажиров. Среди них было и его имя. В Париже друзья смотрели на него как на воскресшего из мёртвых. Во многих морских бурях люди боролись и одолевали стихию. Шторм отступал перед мужеством человека. Людская воля! Он знал о ней не понаслышке, а видел её воочию: на море, на суше. Когда Айвазовский всё это передумал и перечувствовал, тогда руки сами потянулись к палитре и краскам.

«ДЕВЯТЫЙ ВАЛ» (1850, Русский музей, Санкт-Петербург) – наиболее популярное и прославленное произведение Айвазовского. Она была приобретена для русской галереи Императорского Эрмитажа и стала одной из первых картин в коллекции созданного в 1897 году Русского музея императора Александра III . Её во истину всенародная известность объясняется высоким и правдивым драматизмом, гармоническим единством изобразительно-повествовательных и живописных средств. Романтические черты органически переплелись в этой картине с остро реалистическим видением, эмоциональная стихия соединилась с неоднозначностью и глубиной жизненного рассказа. Эпос сочетается с лирикой, трагедия с надеждой, человек со стихией, подобно небу и морю, тьме и свету, утру и ночи. Грядёт девятый вал – самая грозная, самая разрушительная, самая мощная волна, по бытующему в народе приданию. Но тьма ночи уже прорезана светом надежды. Обломок мачты потерпевшего крушение корабля для кучки спасшихся на нём людей на заре кажется куда более надёжным пристанищем, чем во мраке ночи. Отчаянная воля к спасению, сдаётся, победит разбушевавшийся океан. Разумеется, картина эта должна была восприниматься и в иносказательном смысле, обрести для многих поколений символическое значение, вселять веру в победу человека, человечества, жизни.

Продолжение данная тематика находит в следующих полотнах мариниста: «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ» (1864, музей католикосата, Эчмиадзин или Эчмиадзинский музей), «КОРАБЛЬ «МАРИЯ» ВО ВРЕМЯ ШТОРМА» (1892, Феодосийская картинная галерея). В них безграничная природы, её могучая созидательная сила. В самом чреве бури помещены корабли. Показана грандиозность стихии в часы непогоды. Создавая кораблекрушения, стихийные бедствия, морские катастрофы у крутых скал в открытом море художник прибегает к сгущённому мрачному колориту. А переход цвета от самого светлого в небе до густого тёмного на скалах передаёт состояние беспокойства, взволнованности. Айвазовский создал исчерпывающую энциклопедию кораблекрушений на море.

Айвазовский: «Море – это моя жизнь»

Айвазовский И.К. Рыбаки на берегу моря. 1852Есть у Айвазовского картины со спокойным морским пейзажем. Он воспевает излучающее сияние море в следующей работе «РЫБАКИ НА БЕРЕГУ МОРЯ» (1852, Государственная картинная галерея Армении). По сделанным накануне наброскам Айвазовский нанёс на клочок бумаги начальный эскиз задуманной картины. Из нахлынувших зрительных образов, благодаря феноменальной памяти, он за несколько часов создал на полотне радужное сверкание морских брызг в лучах восходящего утреннего солнца, игру света и тени на морской поверхности и бесконечные оттенки воды. Айвазовскому присуща самобытная система живописного мышления. На одном и том же полотне художник создаёт яркие, контрастные поражающие своим великолепием сочетания красного, синего, зелёного, оранжевого. Айвазовский подчёркнул своё присутствие на полотне, делая себя одним из персонажей. Возможно, как и герои, мастер не мог оторвать мечтательный взгляд от моря, замирая перед родной его сердцу стихией. Ведь большую часть жизни живописец проводит в Феодосии.

Он много путешествовал, но для Айвазовского не было земли лучше, чем родные края. Здесь он построил дом у самого моря, потом открыл общественную художественную мастерскую. А ведь, после заграничной поездки на родину Айвазовский вернулся европейски прославленным художником, членом нескольких академий. В Петербурге 28-летний живописец удостоился звания академика. Позже назначен художником при главном военно-морском штабе с правом носить мундир морского офицера.

Айвазовский общался со многими известными людьми того времени, одним из них был Белинский. Вот какое впечатление на критика произвёл вернувшийся из Италии Айвазовский. «Виссарион Григорьевич был поражён: он ожидал встретить самоуверенного модного художника, а перед ним был скромный молодой человек, моложе тридцати лет, с очень симпатичным, умным лицом, украшенным чёрными бакенбардами». Именно Белинский посоветовал Айвазовскому покинуть Петербург. И Белинский оказался прав, так много времени отнимут у Айвазовского светские обязанности. А счастье приносит только труд, ему хотелось свободы и независимости.

Во время Крымской войны 1853-1856 гг. Айвазовский побывал в осаждённом Севастополе, запечатлев на полотнах батальные сцены.
Путешествуя по Закавказью, писал горные ландшафты.
Выставка его работ во Флоренции в 1874 вызвала восторг, и флорентийская Академия художеств предложила ему написать автопортрет для галереи Уффици, где собраны портреты знаменитейших художников, начиная с эпохи Возрождения. (Из русских художников этой чести удостоились лишь О. Кипренский и К.Брюллов).
В 1880 году состоялась выставка его картин, посвящённая различным эпизодам жизни Христофора Колумба.
Романтические черты постепенно сменились в творчестве Айвазовского реалистическими. От яркой красочной гаммы и эффектов освещения, которые преобладали в ранних работах, он перешёл к светлым, серебристым тонам.

Айвазовский не раз возвращался в Италию, чтобы вновь и вновь пережить ощущения ранней молодости. Венеция поразила юношу своим обликом. Она напоминает уснувший волшебный город. И хотя он слышал о красоте города, но самые поэтические описания не могли передать всей прелести этого волшебного городка. Иван Константинович создаёт ряд работ, в которых изображается великолепный итальянский пейзаж. Таковыми являются полотна: «НОЧЬ В ВЕНЕЦИИ»(1847), «НЕАПОЛИТАНСКИЙ ЗАЛИВ» (1850). Тихое ночное море золотится под луной на картинах Айвазовского. Поверхность таинственной глади залива, на которой застыли парусные суда, серебрит лунная дорожка света, придающая всему пейзажу волшебство и очарование. Это одни из многих работ, в которых Айвазовский изображает море у Неаполя и его окрестностях. От картины к картине он совершенствовался как художник. «Неаполитанский залив в лунную ночь» - натура выбрана, исходя из требований классицизма. По обе стороны от вертикальной оси полотна на берегу возвышались чёрные силуэты домов и деревьев, второй план уходит дугами в стороны, а на горизонте всё замыкается горой или вулканом.

Айвазовский И.К. Вид Петербурга. 1888Как песнь красок, как ода красоте создана картина «ВИД ПЕТЕРБУРГА» (1888). Айвазовский не мог не изобразить город, с которым многое было связано в жизни. Здесь получил образование, совершенствовал творчество, получил признание и славу. Основой произведения, как и многих других, созданных мастером, лежит искренняя взволнованность величием и красотой природы.

Назвать лучшую из картин художника невозможно, каждая самодостаточна и ценна сама по себе. В каждой из них море…его беспредельная даль и светозарные восходы, колдовство лунных ночей и грозное неистовство бурь, так поэтично и вдохновенно изображённые Айвазовским. Он говорил: «Море – это моя жизнь». Страстная до обожествления любовь мастера к морю, способность передать его дыхание и волнение – вот источник притягательной силы, которой обладают картины русского мариниста.

Моя корзина

Товаров, шт.: 0
Стоимость, руб.: 0

Джордано Бруно. Избранное
Количество:
Мещанские голоса русского города. Кобозева З.М.
Количество:
100 работ из музея Николая Рериха в Нью-Йорке
Количество:
Альбом Самара
Количество:
Смирнов-Русецкий Борис. Белуха. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Рерих Николай. Озеро Нагов. Кашмир. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Шишкин Иван. Дубки. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Первый советский военный внедорожник. Пашолок Ю., Иванов П. Альбом
Количество:
Постер для интерьера. Парусник трехмачтовый в море. Репродукция A4 (ц)
Количество:
За Землю Русскую! Историческая живопись Евгения Емельянова. Альбом
Количество: