Статьи
0

Феофан Грек

(ок.1340 - ок.1410)

Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы,

испол­ненные в Византии, не сохранились. Все из­вестные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более три­дцати лет. Он познакомил русских с высо­чайшими достижениями византийской ду­ховной культуры, переживавшей в его вре­мя один из последних взлетов.

Немногочисленные сведения о Феофане встречаются в московских и новгородских летописях, но особую ценность представля­ет письмо, написанное около 1415 г. москов­ским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту твер­ского Спасо-Афанасиева монастыря Кирил­лу. Сообщение Епифания интересно тем, что дает уникальную возможность составить представление о принципах работы мастера. В своем послании он сообщает о хранив­шемся у него Четвероевангелии, иллюстри­рованном Феофаном и украшенном изобра­жением храма Святой Софии в Константи­нополе. Описание рисунка приведено со многими подробностями. «Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как дела­ют некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, гля­дя туда и сюда, и не столько пишут краска­ми, сколько смотрят на образцы. Он же, ка­залось, руками пишет роспись, а сам беспре­станно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувст­венными же очами разумными разумную видит доброту. <...> Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разу­му, его иносказаниям ["притчам"] и его хит­ростному строению».

Из послания известно, что Феофан, «ро­дом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец», распи­сал более 40 каменных церквей в Констан­тинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодо­сии), а также на Русской земле. В Новгород­ской III летописи первая работа Феофана упоминается около 1378 года. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице — единст­венной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтвер­ждение и доныне остающейся главным ис­точником для суждения о его искусстве. Фрески церкви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь частично.

В куполе храма изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архан­гелами и серафимами. В барабане — изоб­ражения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, про­роки Илия, Иоанн Предтеча. На хорах в се­веро-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Придел расписан изображениями святых, композициями «Богоматерь Знамение с ар­хангелом Гавриилом», «Поклонение жертве», «Троица». Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью и темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Форма подчеркнута живописна, лишена детализации, строится с помощью сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые, одухотворенные лики святых. Кон­туры очерчены мощными динамичными ли­ниями. Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами. Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-ко­ричневый, серебристо-голубой, соответст­вующие напряженному духовному состоя­нию образов. «Живопись Феофана — это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека пе­ред Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и мо­жет только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжа­лостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечест­во из-под купола новгородского храма», - пишет исследователь русского средневеко­вого искусства В.В. Бычков. Феофан Грек создает мир, полный драматизма, напряже­ния духа. Его святые — суровые, отстра­ненные от всего вокруг, углубившиеся в со­зерцание безмолвия — единственного пути к спасению.

Стилю Феофана пытались следовать в Новгороде художники, расписывавшие цер­ковь Федора Стратилата на Ручью, однако в целом индивидуальность мастера оказалась исключительной для Руси — страны, дале­кой от духовного опыта Византии и искав­шей свой путь.

После 1378 года Феофан, по-видимому, рабо­тал в Нижнем Новгороде, но его росписи этого периода до нас не дошли. Приблизи­тельно с 1390 года он находился в Москве и не­долго в Коломне, где мог расписывать Ус­пенский собор, позже полностью перестроенный. Здесь же, в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня — икона «Богоматерь Донская» (на ее обороте — «Ус­пение»), позже перенесенная в Благовещен­ский собор Московского Кремля (ныне в ГТГ). Ее исполнение некоторые исследовате­ли связывают с творчеством Феофана Грека.

Мастер выполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал вместе с Симео­ном Черным, в Архангельском (1399) и Бла­говещенском (1405) соборах. Последний он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. В Кремле Феофан принимал, участие в росписях казнохрани­лища князя Владимира Андреевича и тере­ма Василия I. Ни одна из этих работ не со­хранилась. Не исключено, что Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного чи­на, находящегося в настоящее время в Бла­говещенском соборе. Однако, как доказано последними исследованиями, этот иконо­стас не является первоначальным, относя­щимся к 1405 году, и деисусный чин мог быть перенесен сюда лишь после опустошитель­ного пожара в Кремле, случившегося в 1547 г. В любом случае иконы «Спас в си­лах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Васи­лий Великий», «Иоанн Златоуст» обнару­живают такие черты стиля и такое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесь работу великого мастера.

Манера Феофана Грека в иконописи (если согласиться с тем, что иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля написаны Феофаном) значительно отличается от фресковой. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Образы деисусного чина внушительны и монумен­тальны. Почти двухметровые фигуры, ис­полненные внутренней значительности и са­моуглубленности, составляют единую ком­позицию, подчиненную одному замыслу — воплотить благодарственную молитву свя­тых Спасу, творцу и владыке небесных сил, и ходатайство их за род человеческий в день Страшного Суда. Эта идея определила ико­нографическое решение и всей группы в це­лом, и каждого образа в отдельности. Ико­нография чина имеет свои истоки в алтар­ных росписях византийских храмов и тес­нейшим образом связана с текстами глав­ных молитв литургии. Подобная программа деисусного чина со «Спасом в силах» впо­следствии получила распространение в рус­ских иконостасах, но здесь она появляется впервые.

В отличие от фресковой росписи образы икон не столь экспрессивны внешне. Их дра­матизм и скорбь словно ушли вглубь, выяв­ляясь в мягком свечении ликов, в приглу­шенных цветах одежд. Каждый лик по типу и выражению эмоционального состояния ярко индивидуален, почти портретен. Кон­туры фигур более спокойны, в их рисунке яснее видна классическая традиция, уходя­щая истоками к античности. Иконы написа­ны виртуозно, с использованием сложных и разнообразных технических приемов, кото­рые под силу лишь выдающемуся мастеру.

Среди икон, предположительно связанных с именем Феофана, — «Иоанн Предтеча Ан­гел пустыни», «Преображение» и «Четырех­частная» (все в ГТГ).

Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...