Не сотвори себе кумира
0

Не сотвори себе кумира

ЧЕЛОВЕК
 Марианна Успенская, Москва ПАРАДОКСЫ БЫТИЯ

Магда Геббельс
Магда Геббельс

В табели о рангах наиболее одиозных фигур нацистской Германии имя жены министра пропаганды Магды Геббельс занимает одно из ведущих мест. Первая дама Третьего рейха "прославилась" прежде всего тем, что на исходе войны хладнокровно лишила жизни своих шестерых детей. Но на свет Божий она появилась отнюдь не исчадием ада, а обыкновенной девочкой со всеми свойственными женской природе добродетелями.

Йоханна Мария Магдалена родилась 11 ноября 1901 года. Девочка явилась плодом внебрачной связи инженера Оскара Ритшеля и горничной Августы Беренд. Правда, ее мать по прошествии времени всё же вышла замуж за отца Магды, который, однако, долго не желал признавать свое отцовство. Брак не был долгим, и родители девочки вскоре расстались. Фрау Августа вышла замуж вторично. Отчимом Магды стал немецкий еврей - состоятельный фабрикант Рихард Фридлендер. И родной отец, не терявший связи с дочерью, и отчим очень любили девочку. Оба принимали горячее участие в ее воспитании, много путешествовали с ней и всячески баловали. Отчима девочка несомненно уважала и, когда ее мать развелась с ним, молодая девушка взяла его фамилию и стала Магдой Фридлендер.

Однако и родной отец также сыграл в формировании характера и мировоззрения юной Магды значительную роль. Они часто встречались и беседовали на самые разные темы. Под влиянием отца девушка постепенно становится приверженницей буддийской религии. В том, как она взялась за изучение буддизма, проглядывали особенности личности Магды: всё, к чему склонялось ее сердце, становилось ей жизненно необходимым. Продираясь сквозь сложно сформулированные положения буддийской догматики, она искренне пыталась осознать все тонкости восьмеричного пути, билась над сутью того, что есть правильное понимание, правильное намерение, правильная речь, правильный образ жизни...

Итак, Магда молода и красива, увлечена буддизмом и охвачена жаждой новых впечатлений. На студенческом балу ее познакомили с Виталием Хаимом Арлозоровым. Он был сыном украинских евреев и внуком раввина. В 1905 году его семья бежала от антисемитских погромов в Кёнигсберг, а затем в Берлин. Хаим учился в гимназии Вернера фон Сименса, потом изучал народное хозяйство и философию. Впоследствии он стал одним из столпов сионизма и правой рукой основателя Израильского государства И.Х. Вайцмана.

Магда часто посещала Арлозоровых, а сестра Хаима Лиза была ее лучшей подругой. Арлозоров представлялся ей потенциальным женихом. Под влиянием вспыхнувшего чувства свет буддизма для нее несколько померк, зато идеи сионизма поглотили полностью. На шее Магды в этот период красовалась шестиконечная звезда Давида на золотой цепочке - подарок любимого. Она так любила Арлозорова, что была, кажется, способна взять в руки оружие и вместе с ним отправиться в далекую Палестину, чтобы бороться за создание на этой земле государства Израиль. Но тот предпочел ей другую женщину - студентку, ждавшую от него ребенка. В 1923 году Арлозоров покидает Германию и уезжает в Палестину.

Но жизнь идет своим чередом. Остро пережив разрыв, в 1920 году в купе поезда Магда случайно знакомится с 38-летним вдовцом Гюнтером Квандтом, одним из самых богатых людей Германии. А 4 января 1921 года она становится фрау Квандт. Но перед свадьбой, по настоянию будущего мужа, она, прилежная воспитанница католического монастыря, порывает с этой конфессией и переходит в лоно протестантской церкви. Одновременно, под нажимом семьи будущего мужа, Магда отказывается от фамилии своего отчима, столь неуместной в этой среде, и берет фамилию отца. Во имя благополучия и счастья влюбленной дочери он пошел на определенную жертву, через много лет формально признав за собой факт отцовства. Без этой процедуры брак мог и не состояться. Такому значительному человеку, как Гюнтер Квандт, не пристало брать в жены незаконнорожденную девушку. Вот такие манипуляции срочно пришлось произвести, чтобы Гюнтер и Магда обручились в церкви и были признаны мужем и женой. Она родила ему ребенка, сына Харальда, сопровождала мужа в деловых поездках по всему миру, участвовала в не слишком интенсивной светской жизни этого замкнутого круга. Магда поначалу очарованная изысканными манерами и богатством супруга, живо заинтересовалась экономикой, но, увидев его расчетливость и скаредность, постепенно охладела и к нему, и к его фабрикам. К тому же ее страшно тяготила малоприятная обязанность ежедневно вести расходные книги и фиксировать в них каждый потраченный пфенниг. Нет, не о таких перспективах мечтала она.

В этой сытой, размеренной и в сущности скучной жизни не было и следа яркой идеи, накала страстей, ощущения сопричастности к делу сильных и властных мужчин. Всего того, чему она готова была отдаться беззаветно.

В принципе, этот брак обречен был с самого начала. Полный разрыв произошел после обоюдного адюльтера. Сначала Гюнтер изобличил Магду в измене (к тому времени у нее разгорелся новый роман со старым знакомым Арлозоровым, вновь вернувшимся в Берлин), потом она находит любовные письма мужа. Без шума и огласки супруги развелись.

1928 год. Магда вновь свободна, имеет приличное по тем временам содержание от бывшего мужа, живет с сыном в прекрасной квартире в центре Берлина. Прослышав об этом разводе, из-за океана к ней приезжает американский мультимиллионер Герберт Гувер, племянник тогдашнего американского президента, с ним она познакомилась в поездке по США. Приезжает, чтобы просить ее руки. В ответ Гувер получает твердое нет. "Денежные мешки" ее интересуют мало. Магда вовсе не против денег, она любит их и знает им цену. Но превыше всего она ценит в мужчинах силу их личности, яркость идеи, которой они служат. Без подобного спутника жизни она - ничто, утлое суденышко в разбушевавшейся океанской стихии, беспрерывно рефлектирующее беспомощное существо, то и дело впадающее в депрессию. Только с ним она - верная спутница и отважная сподвижница.

Подобный архетип женщины не единожды был описан в литературе. Самый ближний пример - чеховская "Душечка". "Ей бы такую любовь, которая захватила бы всё ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни..." - так думала Оленька, главная героиня рассказа Чехова.

Но бедная Оленька и в подметки не годилась этой важной сановной даме, спутниками жизни которой являлись отнюдь не мелкие чиновники или провинциальные интеллигенты, а все больше фигуры исторические.

Магду неодолимо тянуло к Арлозорову. Ведь ради воплощения идеи сионизма он не задумываясь пожертвует жизнью, он весь живет этим. И их роман, вспыхнувший с новой силой, длился около трех лет.

Чета Геббельс в Венеции. 1936
Чета Геббельс в Венеции. 1936

Однако в 1930 году судьба свела Магду с Йозефом Геббельсом. Мать Магды так описывает впечатление Геббельса от их первой встречи: "Оба взглянули друг на друга и - как бы смешно это ни звучало - в ту же секунду зажглась искра. Геббельс был ошеломлен. "Черт побери, Шиммельманн, - сказал он своему секретарю. - Кто это был? Потрясающая женщина!"

Журналистка Белла Фромм писала в своих дневниках, опубликованных в США: "националистическая идеология охватила силу ее воображения как ничто прежде, но она смешалась с остатками сионистского движения, которые привил ей ее старый друг Арлозоров". Да, был в ее жизни парадоксальный период, когда она одновременно встречалась с двумя возлюбленными, и никак не могла принять окончательного решения.

В дневниках Геббельса есть указание на то, что он ревновал хорошенькую фрау Квандт к Арлозорову, и что эта связь не закончилась с началом их романа.

Решающую роль в выборе пути Магды сыграла услышанная ею речь Геббельса, буквально на следующий день она в порыве чувств записалась в Национал-социалистскую рабочую партию. Скандальный разрыв отношений с Арлозоровым произошел несколько позже, в апреле 1931 года. В припадке ревности бывший любовник даже стрелял в нее, но пуля попала в дверной косяк...

Магда же, сойдясь с Геббельсом, взяла на себя архив прессы партии. Поскольку она владела английским и французским языками, в ее обязанности входил также обзор западной печати и формирование архива о нацистском движении в Германии.

Осенью 1931 года Магда Квандт познакомилась с Гитлером в берлинском отеле "Кайзерхоф". Ее представил Геббельс, отрекомендовавший даму как свою сотрудницу и всячески скрывавший, что у них роман.

"Гитлер прочитал Магде политическую лекцию, она слушала, буквально поедая его глазами. Это Гитлеру очень понравилось. Блондинка с большими серо-голубыми глазами произвела на него сильное впечатление. После этого Гитлер отправился в оперу. Возвратившись, он разговаривал со своим адъютантом делясь впечатлениями от увиденного, от знакомства с Магдой, сказал о зародившемся у него чувстве, которого он не испытывал с тех пор, как умерла Гелис (дочь его единокровной сестры, совершившая самоубийство)".

Тогда же Гитлер высказался о ее будущем: "Эта женщина может сыграть значительную роль в моей жизни, даже если не будет моей женой. В моей работе она может стать неким женским противовесом..."

Адольф Гитлер и супруги Геббельс
Адольф Гитлер и супруги Геббельс

Магда сразу поняла, что о замужестве с этим человеком не может быть и речи. Он вполне ясно давал понять, что большие политические задачи не позволяют ему заводить семью. Единственной возможностью остаться в окружении обожаемого ею человека, не вызывая пересудов, было замужество. Сам Гитлер явился инициатором бракосочетания Магды и Геббельса, он же был и свидетелем на этой свадьбе в декабре 1931 года. Это безусловно стало определенным жертвоприношением с ее стороны, но ради фюрера она была готова "отдать себя всю до последнего".

Став женой Геббельса, Магда потеряла не только содержание, получаемое от прежнего мужа, но и право на воспитание Харальда - сына от первого брака. Тот переехал к отцу, но посещал мать каждый день, быстро подружившись с ее новым мужем. Брак с министром пропаганды Третьего рейха повлек разрыв в отношениях с самыми близкими в прежней жизни людьми. А горячо любимый ею некогда отчим Рихард Фридлендер отказавшийся эмигрировать, впоследствии погиб в печах Бухенвальда.

Магда Геббельс скрупулезно следовала представлениям своего нового героя о роли женщины в обществе. Когда Гитлер бывал в Берлине, она самолично готовила ему вегетарианские обеды и посылала их в отель, где вождь останавливался. Один из постулатов Третьего рейха гласил, что настоящая женщина должна родить много детей для своей родины. И Магда старалась. В браке с Геббельсом она родила шестерых: Хельгу, Хильду, Хельмута, Хольду, Хедду, Хайду. Имена всех шестерых начинались на ту же букву, что и фамилия обожаемого ею кумира. (Буква "Х" в латинской транскрипции - "Н".)

Супруги Геббельс, рассчитывал Адольф Гитлер, "могли бы взять на себя осуществление тяжелых задач, и не только лично для него, а для всего движения, на благо немецкого народа". Доктор Йозеф Геббельс стал главой пропагандистского фашистского аппарата, одиозным идеологом шовинизма и крайних форм насилия. Магда тоже вела интенсивную политическую деятельность: активный член гитлеровской партии всячески помогает вождю в осуществлении главного дела его, а, следовательно, и ее жизни. 14 мая 1933 года она произнесла речь по радио, посвященную дню матери. Ей важно было донести до слушателей мысль, что если перед немецкой девушкой стоит выбор - профессия или семья, то настоящая арийка, конечно же, выберет семью. Эта чета играла в обществе роль образцово-показательной семейной пары. Опять же в целях пропаганды они всем многочисленным семейством часто фотографировались. Но настоящего счастья не было, поскольку главным образом объединяло их лишь бесконечное обожание фюрера. Причем если взгляды и мысли кумира воспринимались Магдой как истина в первой инстанции, то подобные рассуждения, услышанные от мужа, она нередко оценивала достаточно трезво. Так, когда в 1942 году было окончательно сформулировано решение еврейского вопроса, она однажды пожаловалась своей близкой подруге: "Это просто ужасно, о чем он (Геббельс) мне рассказывает. Я просто не в состоянии этого выносить... Об этом нельзя никому рассказывать".

В тяжелые минуты Магда вновь обращалась к буддизму. Но поскольку эта миролюбивая религия была официально запрещена в Третьем рейхе, жена министра пропаганды нацистов выписывала буддийскую литературу в Швейцарии. Тексты о космологии, о преодолении безнравственности, о путях благородной личности, о жизни Будды влияли на нее самым благотворным образом. Она успокаивалась и обретала душевное равновесие. Это было особенно важно после целого ряда скандалов, связанных с периодическими изменами мужа.

Первая дама Третьего рейха до конца сохранила верность Гитлеру. Подтверждением этому служит написанное ею 28 апреля 1945 года полное патетики и безумия письмо на фронт старшему сыну. Основная идея этого послания такова: гибнет великая идея, и она, его мать, гибнет вместе с ней. Ибо мир, который грядет, не стоит того, чтобы в нем жить. Магда не знала, что сын ее в то время уже находился в плену.

На исходе войны фюрер дарит Магде свой золотой партийный значок, который она принимает с благоговением. Самоубийство фюрера встречено ею как величайшая трагедия. Она безутешно рыдает: принято бесповоротное решение покинуть этот мир. Жить больше незачем и нечем.

Дети Йозефа и Магды Геббельс
Дети Йозефа и Магды Геббельс

По воспоминаниям очевидцев, возможность спасти детей была ей дарована неоднократно. Рохус Миш, телефонист из бункера Гитлера, вспоминал, что персонал кухни, персонал Бюро буквально на коленях умоляли пожалеть детей. Известная летчица Ханна Райч, специально прилетевшая в осажденный Берлин, предлагала вывезти их. Но тщетно. Материнские чувства в этой женщине давно были подавлены совершенно безумной партийной экзальтированностью. Развязка наступила 1 мая 1945 года. Магда Геббельс искупала своих шестерых детей, одела их в светло-голубые ночные рубашки и сказала, что скоро они поедут в большое путешествие в Померанию, на их любимое морское побережье. Полетят они туда на самолете, а чтобы легче было перенести полет, им сделают укольчик. Дети боялись уколов, но их очень обрадовало известие о поездке на Балтийское море. В этот день Магда была особенно внимательна к детям. Она расчесывала им волосы, целовала, ласкала. Дети взволнованно болтали. Лишь Хельга, старшая дочь, не радовалась вместе с остальными. По ее щекам текли слезы. Она догадывалась, что-то не так. Магда уложила детей в постель. Врач бункера посоветовал дать им сильное снотворное. Магда растворила средство, предположительно, в соке и дала детям выпить. Затем дождалась, когда они заснут. Положила перед собой шесть стеклянных ампул с синильной кислотой, а затем влила их содержимое в рот каждого ребенка. Пятеро детей умерли во сне. Двенадцатилетняя Хельга попыталась в последнюю минуту оказать сопротивление матери, о чем свидетельствуют синяки, обнаруженные на ее теле...

Рохус Миш, телефонист бункера, позднее рассказывал: "Где-то через час фрау Геббельс вернулась одна из передовой части бункера; ее лицо было мертвенно-бледным, глаза красными. Я увидел, как она... начала раскладывать пасьянс".

Вскоре Магда приняла яд, а Геббельс застрелился.

Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...