Журнал Взор - статьи по культуре и искусству, фотографии фотобанка, картины и русские художники, природа, пейзажи, Анненков, Репин, портрет
0

МОИ ВСТРЕЧИ С АННЕНКОВЫМ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Ренэ Герра, Париж КУЛЬТУРА
Журнал Взор -  картины, русские художники, пейзажи, фотографии фотобанка, Анненков, Репин, портреты

Познакомился я с Юрием Павловичем Анненковым очень просто, появившись у него без всякой рекомендации. Вернувшись раньше срока - по причине высылки - из Советского Союза в марте 1969 года, я решил подарить парижскому эмигрантскому художнику поэму Александра Блока "Двенадцать", которую случайно купил в Москве за копейки. Книга была издана на грузинском языке, однако там имелась строка, где по-русски значилось, что иллюстрации принадлежат Юрию Анненкову.
Номер телефона Юрия Павловича я нашел в справочнике и, договорившись о встрече, тотчас же направился к нему на Монпарнас в дом 31-бис. Я очень хорошо запомнил нашу первую встречу в его прекрасной мастерской с антресолями на первом этаже. На этой же улице он жил еще в 1911 году, правда, в более скромной мастерской, где написал маслом портрет своего товарища Ивана Пуни. Этот портрет сейчас украшает мое собрание. Юрий Павлович острил, вспоминая свое старое жилье: "Эта улица моего первого похода - и последнего!".
Мне, конечно, импонировал тот факт, что я запросто мог пожать руку мастера, написавшего портреты стольких замечательных современников: Ахматовой и Ремизова, Сологуба и Шкловского, Чуковского и Пильняка, а еще - Ленина, Луначарского, Троцкого, Сталина (из песни слова не выкинешь...). Но всё же в моем сознании Юрий Анненков был не только гениальным портретистом, но и - прежде всего - иллюстратором, чье имя неразрывно с поэмой "Двенадцать" Блока. Парадокс времени: имя эмигрантского художника Анненкова навсегда связано с Октябрьской революцией.
Потом мы с ним стали встречаться довольно часто. Ему, по-видимому, было приятно, что молодой француз, к тому же говорящий по-русски, интересуется им, его творчеством, его судьбой, расспрашивает о "днях былых" и с жадностью слушает его рассказы. Порой мы встречались у Бориса Константиновича Зайцева или у Анны Кашиной-Евреиновой на улице Буало в 16-м округе, в том же доме, где жил и умер Алексей Ремизов. Виделись мы с ним и на литературных вечерах, которые устраивал время от времени Союз русских эмигрантских писателей и журналистов.
Происходило это на набережной Сены, в особнячке русской консерватории имени СВ. Рахманинова. На этих вечерах неизменно председательствовали Дешевые индивидуалки Москвы с выездом и сам Б.К. Зайцев, у которого я был литературным секретарем. Я появлялся у Бориса Константиновича раза два в неделю и помогал ему, в частности, в организации и устройстве этих литературных вечеров. Естественно, он меня приглашал к себе на дни рождения и на все престольные праздники - Пасху, Рождество. В эти торжественные дни он принимал у себя всю русскую парижскую литературно-художественную элиту. Там я встречал, помимо Ю.П. Анненкова, Г.В. Адамовича, И.В. Одоевцеву, В.В. Вейдле, Л.Ф. Зурова, Д.Д. Бушена, СР. Эрнста и многих других - весь блистательный Санкт-Петербург, весь Серебряный век, догоравший в Париже...
Некоторое время спустя после нашего знакомства Юрий Павлович сделал мне поистине царский подарок: нарисовал мой портрет. Этот портрет и по сей день - моя гордость. Анненков приходил ко мне в общежитие Международного студенческого городка напротив парка Монсури, принося с собой большую папку с листами ватмана. Тщательно, с трогательным старанием, сеанс за сеансом, он трудился над моим портретом. И, как водится в подобных случаях, мы беседовали. Я ему рассказывал о своих приключениях в Советской России, он же - как бы открывая и перелистывая передо мной дневник своих встреч. У меня сохранились фотографии этих сеансов, и они мне очень дороги.
В 1971 году у меня в Медоне появилась квартира, и многие литературно-художественные вечера стали проходить в моем доме под председательством известного критика Юрия Константиновича Терапиано. Анненков неизменно присутствовал на "Медонских вечерах", описанных в мемуарах Ирины Одоевцевой "На берегах Сены".
Когда у меня появилась первая машина, мы нередко вдвоем с Ю. Анненковым совершали прогулки по Парижу и окрестностям. Ему, бывшему автомобилисту, это нравилось - было приятно вырваться из стен мастерской на простор улиц и предместий. Иногда я его привозил к Валентине Ивановне Мотылёвой, бывшей артистке МХАТа, с которой он приехал в Париж. Этих людей связывала самая нежная дружба, хотя расстались они в конце 40-х годов. В моем книжном собрании есть несколько книг, подаренных мне Валентиной Ивановной, с дарственными надписями Анненкова: "Моему нежному Тиночку, самому дорогому, самому любимому на свете. 1919 год, декабрь, Петербург" (на книге Ю. Юркуна "Дурная компания", иллюстрации Ю. Анненкова); или же: "Тине Анненковой, кому посвящены все мои работы. Юра, Париж, 1946 год"; "Тине от навсегда виноватого Юры. Париж, 1948 год".
Валентина Ивановна Мотылёва жила в бывшей квартире Анненкова на бульваре Мюрата вместе с очаровательной, жизнерадостной Марией Самойловной Давыдовой, оперной певицей, о которой писал в своих "Записных книжках" Александр Блок и которая в начале "Русских сезонов" пела в Париже в Театре Елисейских полей с Фёдором Шаляпиным. Сколько раз я бывал у этих "дам былых времен", пил там чай или ужинал. До чего они были обаятельны, любезны, остроумны! И на каком чудесном русском языке говорили!
Хотел бы вспомнить еще о трех встречах в мастерской Анненкова. Одна из них - не совсем приятная: в начале 70-х встретил там реэмигранта Бронислава Брониславовича Сосинского, только что приехавшего из Москвы. Он похвалялся тем, что приехал в Париж к своей родственнице Наталье Резниковой, чтобы забрать архив Ремизова, хранившийся у нее. Услышав об этом, я стал горячо возражать! Эти архивы, настаивал я, должны оставаться во Франции, а не уплывать в Советский Союз, где Ремизова в то время считали изгоем и уж, конечно, не печатали. Хозяин мастерской хранил нейтралитет, однако с интересом прислушивался к нашему спору. Кстати, некоторое время спустя, я получил удивительно доброжелательное письмо от своего оппонента, с которым мы с тех пор регулярно виделись во время его приездов в Париж.
Две другие встречи организовал я сам. Сначала привез к занемогшему Юрию Павловичу Якова Николаевича Горбова, соредактора литературного журнала "Возрождение", автора блистательных статей об Анненкове-мемуаристе. А в другой раз привез к нему Сергея Ивановича Шаршуна, художника совсем иной породы, нежели Анненков... Но их роднило то, что оба эти художника были к тому же и писателями. Во всяком случае, относились они друг к другу с уважением. Мне же, устроителю, было приятно, что эта встреча прошла на высшем уровне.
Были и еще встречи, но о них - в другой раз.

Биографический экскурс

Журнал Взор -  картины, русские художники, пейзажи, фотографии фотобанка, Анненков, Репин, портреты

  Юрий Павлович Анненков (1889-1974) - известный русский график, живописец, театральный художник, автор литературных воспоминаний. Родился в Петропавловске-Камчатском, где отбывал ссылку его отец, бывший член "Народной воли". В 1893 году семья вернулась в Петербург и поселилась в Куоккале неподалеку от имения Ильи Ефимовича Репина. Под влиянием семейных народовольческих традиций и воздействием творческой среды Анненков сформировался как художник-карикатурист определенной политической направленности. В 1906 году за "политическую неблагонадежность" он был исключен из казенной гимназии. Но всё же аттестат зрелости был получен, и в 1908 году Юрий Павлович поступил на юридический факультет Петербургского университета.
В гимназические годы он посещал занятия в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. В 1908 году занимался в студии С.М. Зейденберга. Не выдержав вступительных экзаменов в Академию художеств, продолжил образование сначала в студии Я.Ф. Ционглинского, а с 1911 года в Париже - у М. Дени и Ф. Валлоттона.
На выставке Салона независимых в 1913-м состоялся его творческий дебют - представил два полотна. Вернувшись в Петербург, Анненков увлекся графикой, и журналы "Аргус", "Лукоморье", "Отечество", "Сатирикон", "Театриискусство" стали публиковать его рисунки. Работая и как театральный художник, он в 20-егоды XXвека выступил с реформаторскими идеями о замене статичных сценических декораций на движущиеся, которые воплотил на сцене Петроградского Большого драматического театра.
Вообще послереволюционная творческая жизнь Анненкова была особенно активной: он принимал участие во всех художественных начинаниях Страны Советов. Вместе с М.В. Добужинским и В.А. Щуко оформлял грандиозные народные зрелища. В 1920-м его избрали профессором Академии художеств

Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...