Искусство и культура - статьи журнала Взор, картины и художники, фото природы, пейзажи, фото горы, Армения, Сарьян
0

ПЕЙЗАЖИ И КАРТИНЫ АРМЕНИИ

ПОСТИЖЕНИЕ МИРА
Шаэн Хачатрян, фото Завена Саркисяна, Ереван ВПЕЧАТЛЕНИЕ
картины, художники, фото горы, пейзажи, Сарьян

Чтобы дать читателю возможность объемно и зримо представить мою страну - древнюю и прекрасную, - в статье наряду с превосходными фотографиями Завена Саркисяна опубликовано и несколько выразительных отрывков из размышлений об Армении Мартироса Сарьяна - великого армянского художника и философа, чье творчество люблю и много лет изучаю, чьим разносторонним дарованиям не устаю поражаться.

В Армении слишком мало воды, и она всегда ценилась на вес золота. Поэтому водопад Шаки на реке Воротан, расположенный в историческом месте Сюнике, армяне воспринимают как чудо. Глазу приехавших полюбоваться единственным водопадом Армении представляется удивительной красоты танец воды и камня. Бег пенистых струй полон внутреннего ритма и непередаваемого изящества. Порой, когда Воротан особенно полноводен, при утреннем освещении кажется, что не вода вовсе, а прозрачный свет отвесно струится с вершины скал сюда, вниз.
Водопад Шаки, может быть, единственный на свете регулируемый водопад. Вода через шлюз приходит сюда по искусственному каналу. И когда ее в реке мало, шлюзовые ворота открывают только в случае наплыва туристов. При закрытых же шлюзах стремительный поток постепенно превращается в ручеек, а затем камень обрыва и вовсе высыхает на солнце. И трудно представить, что еще вчера здесь низвергался шумный каскад. Эти метаморфозы вызывают размышления о бренности сущего вообще…
Но когда водопад оживает, его веселый шум самым живительным образом действует на ход мыслей: минорное настроение улетучивается, и сердце вновь наполняется радостью бытия. Человек - дитя природы. А земля… Мартирос Сарьян писал: "Земля - как живое существо. У нее есть душа, и без родной земли, без тесной связи с ней нельзя найти себя, свою душу".
Иногда душа земли оголена, как горы в Ехетнадзорском районе. Скальные породы здесь имеют красный оттенок. Будто кровь земли выступила сквозь камень. И на закате солнца перед вами предстает какой-то неземной пейзаж, похожий на марсианский.
Ехетнадзорский район расположен в самом центре Армении. Он славится богатством древних памятников зодчества. Среди них особо известен Нораванк - новый монастырь, построенный знаменитым архитектором и резчиком по камню Момиком. Хачкар его руки украшает католикосат Эчмиадзина.

картины, художники, фото горы, пейзажи, Сарьян

Все, кто бывал в Армении, утверждают, что наши старинные церкви и монастыри будто изваяны самой матушкой-природой, настолько они гармоничны естественным ландшафтам. Снова обращусь к Мартиросу Сарьяну. "В 1901 году я впервые увидел Армению, нашу разоренную страну, на протяжении многих столетий страдавшую под чужеземным игом. Здесь многие древние памятники поражают изумительным своеобразием, пластическим изяществом и монументальностью архитектурных форм. Каменные сооружения как языческой, так и христианской эпох находятся в удивительной гармонии с пейзажем, являясь как бы неотъемлемой частью природы".
Армения - маленькая страна. Но не всегда она была такой. На границе Армении с Турцией, которая проходит по руслу реки Ахурян, на уже чужом правом берегу, прямо перед горным ущельем можно увидеть древние руины. Это остатки последней столицы Армении средних веков - прекрасного города Ани, когда-то называвшегося "городом тысяча и одной церкви". И прав великий художник, сказавший однажды, что граница прошла через самое сердце моей страны… Ани окончательно был разрушен в XIV веке. И теперь мы можем лишь представлять чарующую красоту этого города, который постигла столь печальная участь...
На другой стороне границы находится и символ Армении - гора Арарат. Этот снимок Завена Саркисяна сделан со стороны церкви Хор-Вирап, что в переводе означает "глубокая яма". Название тесно связано с легендой о пришествии христианства в Армению в качестве официальной религии. Это произошло в 301 году. В находившейся на месте нынешней церкви глубокой яме сидел брошенный туда за распространение новой религии Григорий Просветитель. Спасла его от мучительной смерти лишь болезнь царя Дртата. Заболевшего во время охоты правителя никто не мог вылечить. И тогда ему посоветовали вызвать во дворец Григория. Царь удивился и воскликнул: "Разве он жив?" Но Григорий Просветитель был всё еще жив. Он вылечил царя, страдавшего странной болезнью кожи. После чего Дртат принял христианство. Так гласит местное предание.

картины, художники, фото горы, пейзажи, Сарьян

…Арарат. Где найти слова, которые передадут всю глубину чувств, рождающихся при лицезрении к этой священной горы?! Прекрасно сказал Сарьян: "Величественный Арарат парит в воздухе прямо над Ереваном, хотя находится в порядочном отдалении от города. Арарат - это чудесный естественный монумент, который может увидеть из распростершейся внизу широкой долины каждый наблюдательный зритель. Малый Арарат приклеился прямолинейными складками к основанию горы. Он связан со своим старшим братом - Большим Араратом - вечными неразрывными узами. По мере приближения к горе я всё больше и больше убеждался, что связь обеих вершин… устроена природой, гениальным архитектором, прекрасно и со всех точек зрения гармонично".
Все монастыри Армении богаты хачкарами - уникальными средневековыми памятниками из камня, изображающими крест. Монастырь Санаин образовался в XIII веке, он находится на севере моей страны вблизи небольшой деревеньки. В свое время этот монастырь прославился университетом и обширной библиотекой при нем. Тут формировались известные армянские поэты, художники, церковные деятели. А в маленькой деревушке, расположенной неподалеку, родился знаменитый конструктор МиГов Артём Микоян. Словом, место это весьма примечательное. И люди сегодня приезжают сюда, чтобы побывать в монастыре, походить под его каменными сводами, полюбоваться хачкарами.
"Хачкар - это стихотворение, это сказка в камне, - размышлял Мартирос Сарьян. - Народ осознал, как обильна наша страна камнем и что камень - ее характер, осознав же это, дал камню язык и голос. Некоторые соседние народы тоже были христианами, но хачкары создали лишь армяне. Дело тут именно в характере страны и ее каменистости. Наш народ познал свою родину, полюбил ее и теснейшим образом к ней привязался. Все хачкары, все церкви, виденные мною в Армении, словно выросли из земли, так они естественны и столько в них вкуса. Кстати, и песни Комитаса тоже выросли из воды, воздуха, камня, гор".
Недавно мы отметили тысячелетие кафедрального собора в Ани (не путать со средневековой столицей Армении), который построил в X веке архитектор Дртат (не путать с царем). Согласно мнению ряда исследователей, некоторые элементы готики удивительным образом повторяют конструктивные элементы собора в Ани. Является ли это простым совпадением, или всё же мы видим заимствование элементов, что в зодчестве встречается часто, - оставим данный вопрос специалистам по истории архитектуры. Но Дртат на самом деле оказался гениальным мастером. Когда уже во второй раз купол знаменитой Святой Софии в Константинополе разрушился, зодчего пригласили для его восстановления. И сегодня тысячи туристов, приезжающих в Константинополь, видят на Святой Софии купол, сработанный Дртатом…
"По дороге в Ани, - писал о своих поездках по стране Мартирос Сарьян, - мы посетили монастырь Хошаванк. Высеченные с огромным мастерством на каменном куполе гроздья винограда органически сливаются со всем ансамблем. Внутри храма на стене висел кусок старого шелка, фигуры на котором были изображены поистине блестяще. Спустившись в ущелье реки Ахурян, прямо под Ани, мы двинулись вниз по течению. Наш путь лежал между грядами крутых утесов. Всё разнообразие звуков природы, контуры погруженных в сумерки скал настраивали нас романтически. Природа умеет иногда так вовлечь в свое лоно человека, словно мать прижимает к груди ребенка… А описывать Ани немыслимо. Ани надо видеть".
На озере Ван есть остров Ахтамар. На нем и стоит одноименная церковь, построенная в X веке Мануэлом. Она известна богатыми наружными барельефами, придающими церкви особый праздничный вид. Вобравший в себя красоту окружающей природы турист нередко воспринимает эту замечательную церковь едва ли не как дом осанны - дом радости. Ибо ее стены и до сих пор источают божественную радость.
В Ани находится церковь Спасителя. Она является уникальным архитектурным сооружением Армении, стоящим на земле моей страны вот уже более десяти веков. Сама церковь круглая. Когда стоишь и вглядываешься в нее, поражает торжественная монументальность, величие. Памятник до наших дней дошел сохранившимся лишь наполовину - будто какой-то великан разрубил пополам гигантским топором. Но сохранившаяся часть, стоящая гордо и нерушимо, свидетельствует о небывалой архитектурной красоте, достигнутой сотворившим ее мастером. Эта музыка в камне не смогла устоять перед земной стихией лишь единожды, в XVI веке, во время сильного землетрясения.

В 1915 году была опубликована работа А. Эйнштейна по общей теории относительности (ОТО), ставшая ключевой вехой на пути выхода классической физики из кризиса, осознанного к концу XIX века. ОТО создана как обобщение механики и теории тяготения Ньютона на случаи околосветовых скоростей и сильных полей гравитации. А стало быть, именно ОТО могла претендовать на роль модели Мира в целом, так как не требовала ограничений на скорость космических объектов и на величину их гравитационного потенциала. При всем изяществе найденного Эйнштейном решения проблемы ее математическая сложность была такова, что все космологические следствия предложенных автором уравнений ОТО не сразу были осмыслены и единым образом истолкованы. С анализом формальных следствий ОТО для модели Вселенной блестяще справился в 1922-1924 годах российский физик А.А. Фридман. Он нашел все решения уравнений ОТО и дал им исчерпывающее истолкование. В 1923-м Эйнштейн в краткой статье признал правоту выводов Фридмана. Последний описал динамику расширения Вселенной (сначала применительно к сферической неевклидовой геометрии Мира, а в 1924 году - для гиперболической геометрии Н.И. Лобачевского). В 1932-м Эйнштейн и де Ситтер, развивая фридмановскую модель, нашли третий вариант решения для расширяющейся Вселенной - с квазиевклидовым 3-мерным пространством. Но точный ответ на вопрос: "В пространстве какой глобальной геометрии мы живем?" до сих не получен, хотя упомянутые выше эксперименты Хаббла и все новейшие исследования показали, что наша Метагалактика расширяется, причем с ускорением. Это открытие двух больших групп астрономов в 1998-1999 годах сделано на основе изучения вспышек полусотни предельно далеких сверхновых звезд типа 1а и называется Новейшая космологическая революция. Ускоряющееся и неограниченное расширение по сути означает опытное подтверждение модели "горячей Вселенной" и дает физическое истолкование так называемому "космологическому члену" уравнений ОТО. Это он в виде антигравитационного воздействия космического вакуума на частицы и поля, как раз и "расталкивает" галактики, преодолевая силы тяготения.
Другой ключевой точкой согласования теорий стало следствие гипотезы "горячей Вселенной" - в виде наличия в Космосе повсюду равномерного фона излучения, сопровождавшего 14 миллиардов лет назад Большой взрыв при рождении Метагалактики. Это остаточное излучение, которое И.С. Шкловский предложил называть реликтовым, было блестяще предсказано в 1948 году русским физиком Г.А. Гамовым (1904-1968, ученик А.А. Фридмана и друг Л.Д. Ландау, член-корреспондент Академии наук СССР, он покинул СССР в 1933 году, работал в США), а экспериментально было обнаружено в 1965-м. Гамову в 1950 году удалось даже практически правильно предсказать температуру реликтового излучения. Ныне она точно оценена в 3±0,1°К, а само излучение имеет длину волны 1,5 миллиметра. Однородность и изотропность реликтового излучения позволяет использовать его как весьма удобную систему отсчета для определения скорости движения нашей Солнечной системы в Галактике и движения последней в Метагалактике. Подведём итоги экскурса в теорию: 1) гипотеза однородной, бесконечной, покоящейся, "вспять и впредь" вечной Вселенной астрофизического подтверждения не имеет; 2) наблюдения достоверно показали адекватность модели Большого взрыва с необратимым расширением Метагалактики; 3) феномен реликтового излучения в деталях согласуется с выводами теории Большого взрыва; 4) Метагалактика расширяется ускоренно, то есть существует источник силы, постоянно действующей на все ее тяготеющие массы, и он мощнее сил гравитации - этот источник назван космическим вакуумом; 5) скорее всего, локальная геометрия Мира - евклидова, о глобальной - не знаем.

картины, художники, фото горы, пейзажи, Сарьян

Недалеко от Еревана, примерно в 40 километрах, в ущелье реки Гарни расположен основанный аж в IV веке пещерный монастырь -Айриванк, или Гегард. Здесь находится семейный храм князей Прошянов. И поэтому на внутренних стенах его выбит их фамильный герб.
В этом месте четыре церкви, вырубленные в большой скале, объединены в монастырь - и это делает ансамбль уникальным. Во все четыре церкви ведет одна дверь. В XIII столетии рядом с пещерными церквами построили каменный храм с притвором. Внутреннее убранство, богатое великолепными орнаментами, ошеломляет.
Моя страна мало похожа на Россию, равно как и на другие государства в мире. С другой стороны, все мы связаны прочными узами обстоятельств, тревог, надежд, судьбой единой планеты, наконец. У Мартироса Сарьяна есть размышления по этому поводу. Пусть они и завершат статью: "Дух земли веками формирует человека. Землей обусловлено и такое явление, как интернационализм. Природа создала различные народы, но связала их между собой. Принадлежа к разным нациям, люди похожи друг на друга… Интернационализм не падает с неба, но проистекает из земли, поскольку люди рождены ею. Нет ничего хуже однообразия. Картины, к примеру, творит личность, которая не вкладывает в них ничего, кроме собственного дара. Стоит вмешаться постороннему, и чистоты как не бывало. А природа прекрасна постольку, поскольку чиста. Красота - в различии наций. Многообразие - вот богатство Земли. Народы дополняют друг друга. Чего недостает одному, есть у второго, третьего, и вместе они составляют целостность. И чем ярче национальные черты, тем богаче и привлекательнее целое. Стало быть, чем национальнее и чище, тем общечеловечнее".

Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...