Журнал Взор - статьи по культуре и искусству, фотографии фотобанка, фотографии, пейзаж, родина
0

ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКАЯ РОДИНА

ПОСТИЖЕНИЕ МИРА
Вера Калмыкова ГЕОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВА
Журнал Взор - фотографии фотобанка, фото природы, пейзаж, Родина

С упорством, достойным лучшего применения, мой дед двенадцать лет искал дачу. Последовательно были отвергнуты Жаворонки, Сенеж, Малаховка, Апрелевка, Кратово - слишком близко к Москве, слишком далеко от станции, нет реки, нет леса, есть лес, но нет грибов... Наконец в семидесятом году был куплен садовый участок около станции Назарьево по Горьковскому направлению.
Старожилы - те, кто появились здесь в конце пятидесятых и строили первые дома из ящиков, фанеры, картона и уворованного шифера, - рассказывают, как бульдозеры заравнивали бывший карьер, засыпанный кое-как песком и мусором. Под плугом бульдозера мелькали недоделанные глиняные фигурки из знаменитой петушинской глины.
Тогда сюда выезжали как на дачу во времена Обломова: правда, уже не на телегах, а на грузовиках дважды в год возили туда-сюда кровати, подушки, посуду... Дачницы к месту законного отдыха прибывали в широкополых шляпах, привозили и увозили с собой яркие цветастые платья, шезлонги и зеркала. Очень скоро традиция сама собой отмерла: несподручно в широкополой шляпе обрабатывать обязательные, предписанные уставом садового товарищества серовато-рыжие суглинистые грядки, а платья на ярком солнце выгорают, и вообще - не отдыхать приехали...
Домишки набивали старьем, рухлядью - никому не нужной мебелью XIX века, с глаз долой увезенной из Москвы. Дед собственноручно урезал ножки у венского стула и покрыл его салатно-голубым колером для увеселения глаз. Красочку я вычищала из глубоких трещин много позже и почтения к деду не испытывала. Сердобольные друзья и родственники, не обзаведшиеся садовыми участками, отдавали надоевшее - "на даче пригодится". Спичечные дома превращались в склады вещей, обилие забывалось за зиму и неприятно поражало по весне, когда всё это надо было проветривать на солнце. Носили что попало, и пожилые дамы отнюдь не стеснялись обнажать сквозь редкозубые заборы свои многоярусные телеса, колыхавшиеся в такт камланию над грядками.
Наш бывший хозяин был, вероятно, человек с размахом: картонный дом он сделал двухэтажным, с двумя крыльцами, насадил яблоневый сад, устроил голубую беседку, садовую скамеечку в шиповнике и ландышах и курятник. Две большие застекленные веранды насквозь промывались дождями; при сильном ливне струи воды ударялись о стены дома и прорывались сквозь узкие щели между досками, на полу разливаясь пенистыми потоками. Остановить воды могла только плотина из нескольких тонких одеял. Старая одежда висела везде; из тех же ящиков дед ежегодно сколачивал всё новые и новые галошницы - годная для дачи обувь в них не влезала. Единственным спасением от полчищ ношеных вещей были воры, ежегодно чистившие дачи зимой и освобождавшие тем самым пространство для новых дарений. Сплыли, например, отданные кем-то серебряные туфли, уложенные в сундук и той же зимой украденные, - оплаканные и незабвенные, ах, какая у них была теплоизоляция!
Когда наш старый дом доживал последний год, в него забрались бомжи: вытащив забытые макароны из коробок, коробки они аккуратно составили в угол кухни - макароны, разумеется, унесли с собой вместе с десятком пар ступней зимних меховых сапог (отрезанные голенища хранились отдельно, найдены бомжами не были).
Есть магия места: спустя много лет, сидя на новой, уже моим мужем сделанной и установленной садовой скамейке, я поняла, что стоит она там же, где развалилась предыдущая, сгнившая к середине семидесятых. Песочница моего сына расположена на моем пятачке: отец ежегодно натягивал огромный кусок брезента на столбы - получался шалаш, играть там было гораздо лучше, чем в доме. Почему так?..

Журнал Взор - фотографии фотобанка, фото природы, пейзаж, Родина

Старого дома, моего отца и деда давно уже нет; мой муж не усмотрел никакой поэзии в упрощенных дачных обычаях - мытье посуды в тазике или вечернем поливании друг друга из ковшика над цинковым детским корытцем. Душ был построен раньше нового дома, а водопровод предшествовал огороду: иные времена, иные нравы.
Ежегодно в начале сезона я подымаю первый бокал за деда - и гости, сбегающие к нам из своих поскучневших и загаженных Малаховок, поддерживают меня с энтузиазмом. "А поехали в..." - и мы набиваемся в утлую, но живую "Таврию" и едем куда глаза глядят, а из Назарьева они глядят широко: Владимир - Суздаль - Покрова-на-Нерли - Касимов - Мещера - Спас-Клепики - Рязань - Юрьев-Польской - Абрамцево - Сергиев Посад - Муром... Собравшись за столом на крыльце "больше одного", мы начинаем ежегодные летние нескончаемые разговоры про русскую историю.
Назарьево - вешка на пути Москва - Петушки (стал ли бы мой дед немедленно выпивать с автором бессмертного романа, всю степень бессмертия которого можно оценить лишь в нашей электричке? - большой вопрос; если бы произнес уходящим от старости в фальцет голосом угрожающе: "Ну, значит, так", автор тут же протрезвел бы - и не было бы романа). Назарьево - центр летнего мира для пяти-шести человек, начальный пункт путешествия в какое угодно столетие: в язычество - в Северную Русь - в татаро-монгольское иго - в опричнину - в вельможный XVIII - в промышленный XIX...
Все эти гжельские умельцы, татарские ханы, мещерские колдуны и удельные князья скопом становятся осязаемо близки, рукой достать и дотронуться. В Боголюбове в будний, нетуристический день мы прошли по лестнице, по которой пытался уйти - уползти от убийц искалеченный князь Андрей Боголюбский. В память убиенного горят свечи - пламя пахнет кровью. В Юрьеве-Польском шли раскопки - и рядом с храмом аккуратной горкой сложенные коричневые кости казались вещами, а не останками. В Спас-Клепики мы приехали почему-то в понедельник - выходной день во всех музеях мира, и разглядывали маленький музей - стол, салфетки, ручное кружево - через окна, подглядывали, боялись, что сейчас нас заметят. В Касимове напали на глиняные фигурки местного умельца Есина: лет уже за семьдесят, вторично, счастливо и небезоблачно (но: "Хоть годок да наш!") женился и стал лепить из глины зверей и птиц, раскрашивать их акварелью. Целыми довести до дома нельзя ни медведя, ни тем более оленя: хрупкая необожженная глина ломается при малейшем нажиме. Храмина в Гусь-Железном: почему-то думаю о Риме, в котором никогда не была.
Человек, который в детстве прочел много книжек, это уже человек не с пятью чувствами, а по крайней мере с шестью: шестое - чувство культуры. Если можно, то будет и седьмое - чувство истории. Читая "Мещёрскую сторону" Паустовского, я и представить себе не могла, что Мещёра - в двух часах неспешной автомобильной езды от нашей дачи. "Цна" и "Пра" воспринимались как баснословные слова, а не как реальные реки, текущие оттуда-то туда-то. И вот их можно увидеть, и вот я уже не спускаюсь потрогать - топко. Церковь Покрова-на-Нерли: недосягаемая и горячая мечта юности - в Израиль я попала раньше, чем туда, - и вот стою и думаю, как же тесно спаяно древнерусское зодчество с западноевропейской романикой (в учебниках было написано что-то не то...), а годовалый сын пять, десять, пятнадцать минут, полчаса лежит на траве, раскинув руки, почти не мигая, не улыбаясь и не засыпая, лежит неподвижно, просто глядя в небо...
Ручаюсь, что эти поля были точно такими же и сто, и триста, и восемьсот лет назад. Пейзаж муромский вовсе не похож на пейзаж суздальский. "Останови машину!" - выйти, зайти в чащу, крикнуть: "И-илья!" - хотя он, конечно, на печи сидел, в лесу не дозовешься.
В поле возле дома - каменистое Нечерноземье, кремневый рай для любителей альпийских горок - камни со странными сколами. В музеях такие с порядковыми номерами: орудия неолита. Странный треугольник со скругленной стороной: осколок жернова, быть может? И вот я тащу его домой и пристраиваю, чтоб, не дай Бог, не упал... Или - игра природы с алчным воображением, толкающим найти чего-нибудь, найти и схватить?..
История - это всё же такая странная штука, она не проходит; во всяком случае в эти летние месяцы она всё время стоит рядом. Простоватая молодая монашка в Боголюбове всхлипывает по убиенному князю Андрею, и я всерьез думаю, что и в монастырь она ушла с тоски по нему. И легкость, с которой "Таврия" переезжает из одного удельного княжества в другое, обнажает приблизительность идеи, что что-то может закончиться насовсем. монтаж промышленной теплоизоляции

Журнал Взор - фотографии фотобанка, фото природы, пейзаж, Родина

Наш первый сквозной проезд через Мещёру: в машине молчание; присутствие древней силы, непонятной и неизвестной - потому что племя своих тайн не выдало никому, кто бы мог передоверить их бумаге, и мы не вооружены никакими знаниями, столь ощутимо, что мы чувствуем себя скованными чьим-то присутствием. Скованными - но не чужими: просто нас не звали сюда, а так, если уж пришли, так и будьте.
На Синий камень под Переяславль-Залесский мы ездили вчетвером -поровну мужчин и женщин. В машине вслух читали вырезку из старой "Науки и жизни": Синий камень - древняя языческая святыня, женское божество с характером, церковь пыталась с ним (с ней?) бороться, перевозить на другое место, топить, но безрезультатно и с большими человеческими жертвами. Серо-голубая глыба в пейзаже из "Легенды о Тиле": нет, ничего нельзя воспринять просто так, непосредственно, без культурных ассоциаций (вот оно, шестое чувство). Ведь та же Мещёра - через Паустовского, конечно. Мой муж прикасается к нему (к ней?) ладонями - без мистических задних мыслей, просто потрогать, прогревает ли солнце этакую бочину. В воздухе - отчетливый звук: нечеловеческая одинокая нота, вне природного или машинно-цивилизованного смысла. Слышен только моей подруге и мне: мужчины напрягаются, вслушиваются, ничего не слышат, притворяются, что слышат, обвиняют нас в сговоре. Да, но "включил-то" мужчина...
А вот и личная драма: переживаю раскол на Гжельской фабрике, неделями говорю только об этом. Прекрасный синий гжельский цветок всё небрежнее и жестче, кисть уже не плывет, а пашет комковатую глазурь: скорее, скорее мажь, поток идет. То же - в Дулёве: массовая продукция так уныла и неинтересна - а вот же музей, через коридорчик от склада, и всё видно, и плакать хочется.
Вот толстобокий - чтоб не сказать толстобрюхий - молоденький (меньше трехсот лет) Егорьевск: толстобокий, потому что купеческий, амбарно-лабазный, с идеально круглыми площадями, баснословно дешевыми пирожными и центральным собором. Собор в ясный день со стороны шоссе -как Изумрудный город, хотя вполне белый, с шатровой колокольней - стиль историзм, и очень добропорядочный. Или звездчато-загадочный кремль Коломны: сумасшедшее чудо посреди разрухи и застоя: предприятия стоят, работы нет, мужики пьют и побираются. Зато подобрели: исчезло злобное превосходство гегемона - какой же ты гегемон, когда тебе твоя же баба на водку выдает. В кафе - двадцать сортов кофе. А Суздаль какое уж десятилетие кормится огурцами да туристами, подобрел давно и прочно.
А наличники!.. Проезжая мимо деревень, хором кричим на моего мужа: "Да остановись же ты!" - "У вас десять минут, надо ехать". Бегом по улице с фотоаппаратами, ты по правой, я по левой, снимай, да снимай же, разглядывать потом будем. И сколько ни снимешь, всё мало: а помнишь, в той деревне, где мы не остановились (муж игнорирует гневные взгляды), был такой домик, а там на окошечке как-то так, и так, и так... А красного кирпича гигантские церкви, почти все разрушенные - представить себе страшно прорву деньжищ восстанавливать эту махину, - значительные и в руинах, непропорциональные, дисгармоничные...

Всё это мы едим глазами, и насыщение всё не наступает: жадность нетуристическая, я живу здесь рядом. Чувство собственности: это всё мое (это лично мне гжельский фаянс портят!), это всё со мной, я это. Безработица, "стоящие" предприятия, законсервированные производства, директора-воры, пьянство, недоверие, злоба ("А зачем вы снимаете дома?" - "Да мы только наличники…") - всё это тоже, конечно, я, только худшая и не очень-то себе интересная. И дай Бог, как говорится, здоровья нашей "Таврии". И - немедленно выпьем за моего деда, который подарил нам всё это после двенадцатилетних поисков дачи...

Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...