Интернет магазин картин и постеров Agniart. Статьи по культуре и искусству в журнале Взор. Природа, пейзажи, полуостров Кейп-Код
0

ДВИЖУЩИЙСЯ ПОЛУОСТРОВ

ПОСТИЖЕНИЕ МИРА
Никита Кривцов . Фото автора. ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Интернет магазин картин и постеро. Пприрода, пейзажи, полуостров Кейп-Код

То, что океан берет у одной части Кейпа, он отдает другой - грабит Петра, чтобы заплатить Павлу.

Генри Дэвид Торо

Миллионы лет назад ледник двигался на юг по территории Северной Америки. Он остановился. Затем отступил назад. С приходом нового ледникового периода он вновь пополз на юг. И снова отступил. Там, где граница ледяного покрова то двигалась вперед, то отступала, то топталась на месте, сглаживая поверхность земли и перепахивая всё на своем пути, образовался полуостров Кейп-Код, узким длинным серпом выгнувшийся вдоль побережья Массачусетса.
И хотя ледниковый период, сформировавший ландшафты и прибрежную линию северо-востока США, давным-давно закончился, противоборство океана и суши на Кейп-Коде никак не может остановиться. И сегодня морское течение наносит песок туда, где раньше привольно играли мощные волны, а прибрежные пустоши и пляжи, которые не выдерживают натиска океана, становятся его добычей.
Очертания Кейп-Кода сразу можно распознать с высоты десять километров, когда в ясную погоду летишь из Ньюфаундленда в Нью-Йорк, - это один из самых необычных по форме полуостровов мира. Упорство ледника и непрекращающийся поединок двух стихий создали удивительно причудливую линию его берегов, и потому подробные карты полуострова чуть ли не каждый год должны обновляться.
Кейп-Код сегодня правильнее было бы называть островом - чтобы на него попасть, надо преодолеть канал, отделяющий его от материка. Двадцатикилометровый канал - часть Великого прибрежного водного пути, что тянется от Майами во Флориде вдоль всего атлантического побережья США - был сооружен еще в позапрошлом веке, сегодня утратил свое транспортное значение. Но переезжая на Кейп-Код по высокому арочному мосту, я увидел под собой белый круизный лайнер-красавец. Поездку на Кейп-Код мечтает хоть раз в жизни совершить каждый американец. Здесь был дом семьи Кеннеди, подарившей Америке президента и двух сенаторов. Поездкам на Кейп-Код посвятил одну из своих книг американский писатель и мыслитель позапрошлого века Генри Торо. Не раз помянут Кейп-Код и у ныне здравствующего классика Пола Теру, который имел, а может, и до сих пор имеет здесь дом. А благодаря живописным и романтичным пейзажам, меняющимся чуть ли не на протяжении жизни одного поколения ландшафтам, обилию памятников истории и мягкому климату полуостров превратился в излюбленное место летнего отдыха. Главным образом тех, кто принадлежит к состоятельным слоям общества и богеме.
Американцы-пенсионеры любят заниматься, как бы у нас это назвали, общественной деятельностью. Одна пожилая дама, живущая на Кейп-Коде, узнав, что ее знакомый путешествует по США в группе иностранных журналистов, решила пригласить их в гости. Устроить всё оказалось весьма просто. Она нашла еще девять таких же гостеприимных людей, и вот, по дороге из Бостона в Нью-Йорк, завернув на Кейп-Код, каждый из нас обрел радушных опекунов. Так я стал гостем пожилой четы Фила и Илси Джонсон. Фил, бывший военный и бывший торговец игрушками, ныне пенсионер. Илси, которая попала в Америку из Германии через знаменитый Эллис-Айленд в Нью-Йорке, - искусствовед и художник, преподаватель.
Многие пожилые американцы ведут образ жизни сродни перелетным птицам. Зиму обитатели северо-востока проводят на теплом юге, увеличивая население Флориды почти в два раза, а на лето перебираются в живописную, уютную и более прохладную Новую Англию.
Все тяжелые вещи остались в нашем микроавтобусе, который "ночевал" в главном городе Кейп-Кода Хайаннисе, я был налегке, поэтому, отклонив предложение об отдыхе, попросил "пока не сядет солнце" повозить меня по знаменитому полуострову.

Достигающий в ширину более десяти километров лишь в южной, тянущейся с запада на восток части, и открытый свежему океанскому ветру, Кейп-Код - это гряды невысоких лесистых холмов, клюквенные болота на приморских низинах, плавными волнами поднимающиеся от океана пустоши, где на песках прижились лишь пожелтевшие к осени травы, и километры, километры песчаных пляжей. Эти пляжи, тянущиеся вдоль всего восточного побережья полуострова, поражают бесконечностью, привольем и ощущением оторванности от окружающего мира. Их здесь не прерывает ни один городок, ни одна пристань. Только старинные маяки, возникающие из-за песчаных холмов то тут, то там, выдают присутствие человека и напоминают даже путешествующим по суше о коварстве здешних вод. Изменчивость береговой линии, поднимающиеся со дна по воле течений и волн песчаные банки делают этот район одним из самых опасных для судоходства. В 1849 году Торо собственными глазами видел гибель корабля "Сент-Джон", шедшего из Голуэя с иммигрантами-ирландцами, и писал, что в районе Труро, который лидирует по количеству выброшенных на берег судов, лучше не говорить о кораблекрушениях - там в каждой семье есть невернувшиеся с моря…
Конечно, в знойные летние дни кейп-кодские пляжи заполняются людьми, приносящими с собой веселье и суету, но в последние дни сентября я вдруг ощутил, что не видел ранее мест, более располагающих к мечтаниям. Один их вид - бесконечная полоса прибоя, песчаные обрывы с кустами пожухлой травы, шум мощных, словно прокатывающихся по всей Атлантике - от самой Европы - волн, и свежий, солоноватый запах океана рождал то удивительное чувство, которое зовется страстью к путешествиям...
Недаром некогда Кейп-Код был полуостровом моряков, китобоев и рыболовов. Ведь даже свое название - Код (треска) он получил именно потому, что в 1602 году капитан Бартоломью Госнолд выловил там большущую рыбину.
Генри Торо заметил, что население некоторых поселков состояло лишь из жен, чьи мужья были в море или на его дне, и священников. У многих океан отобрал жизни. Другие были более удачливы и смогли даже разбогатеть. Построенный в 1868 году дом капитана Эдварда Пеннимена украшает башенка, а арка на въезде сооружена из двух гигантских бивней. Когда-то он стоял почти на берегу океана, а теперь, лишь поднявшись на гребень холма, можно увидеть Атлантику.
Столь же переменчивой, как природа, оказалась и судьба морского промысла. Лишь небольшие суденышки выходят в море из некогда бойкого рыболовного порта Уэлфлит. Но там остались старые морские волки, отказывающиеся уйти на покой или сменить на менее хлопотный и более спокойный бизнес свою профессию. Один из них - то ли в знак протеста против индустрии туризма, подавившей на Кейп-Коде остальные промыслы, то ли из симпатии к морским разбойникам, то ли просто как символ своего непокорного вольного духа - поднял на мачте своего суденышка "Веселый Роджер", слегка выгоревший на солнце и сильно потрепанный ветром. "Он ненавидит отдыхающих и туристов, - сказал мне Фил. - Начинает на них ворчать: держит их за бездельников, да и вообще считает - все беды от них".
А зря. Если кто и повинен в упадке рыболовства в здешних краях, так это цены и конкуренция. А туристы-то в первую очередь и потребляют те горы мидий и других, более изысканных даров моря, что всё еще привозят в порт рыбаки Уэлфлита. И лишь чайки, кружащие над причалом, не склонны замечать никаких перемен. Бетонный мол усеян осколками ракушек - умные птицы, бросают их с высоты, чтобы затем без труда полакомиться содержимым...
Изменчивой оказалась и судьба ветряных мельниц Кейп-Кода. Открытый вольным океанским ветрам, он был для них идеальным местом. "Вместо собаки, которая бы рычала перед вашей дверью, здесь есть Атлантический океан, который рычит для всего Кейп-Кода", - писал Торо. Но и времена ветряков прошли, однако они оказались неплохим украшением полуострова - их не стали трогать, и сегодня они такая же характерная деталь кейп-кодских пейзажей, как и старые маяки.
Приметой Кейп-Кода являются и необычные башни. Одна из них крошечным столбиком возвышалась почти у самой линии горизонта, там, где у крайней северо-западной оконечности полуострова приютился Провинстаун - ее я увидел сразу, лишь оказался на берегу Кейп-Кодского залива. Другую, на противоположном берегу, мне показали Фил и Илси - ее верхушка виднелась над холмами в паре километрах от нас.
- Это башня Женни Линд, - сказала мне Илси.
- А кто это такая?
- Знаменитая певица. Во время американских гастролей имела просто потрясающий успех!
Конечно, вспомнил я, Энни Линд! Шведская певица из Упсалы, прозванная за чистый голос "шведским соловьем". Покоренный вокальными талантами и красотой, в нее влюбился Ханс Кристиан Андерсен. И именно о ней он сложил свою сказку "Соловей". Взаимности он не добился, а потом она вообще уехала из Скандинавии и в Америке вышла замуж. Что же касается башни, то с нее, якобы, Линд пела в 1850 году для бостонской публики, когда выяснилось, что арендованный зал всех желающих послушать певицу вместить не в состоянии. Эта башня тогда была частью Фитчбургского железнодорожного депо, а когда в 1927 году станцию закрыли, богатей и большой поклонник Энни Линд Генри Олдрич разобрал башню и по камешку перевез на Кейп-Код, где ее вновь построили в районе Труро. Странно, но уже позже, роясь в путеводителях по Кейп-Коду, я с трудом нашел упоминания об этой истории: американцы, да и иностранные туристы оценили бы ее по заслугам...
Но есть истории, которые почти всегда присутствуют в местной прессе. После сильного шторма океан бывает, возьмет, да "отгрызет" у Кейп-Кода кусок суши. И чей-то дом, что стоял прежде метрах в двухстах от моря, окажется над самой водой, а то и вообще подмытым. Снимки подобных превращений я видел в местном музее, а Джонсоны показали мне и карикатуру. Как известно, в курортных местах дома с видом на море ценятся дороже. Так вот, на картине изображен домовладелец на фоне своего особняка, после шторма нависшего над самой водой: "Теперь и у меня дом с видом на море", - говорит он.
Но бывает и не до шуток. Ведь если дом можно отремонтировать, на худой конец построить заново, то ущерб, нанесенный природе таким "поведением" моря, бывает порой невосполним. Кроме закрытых морских заливов и заливчиков и отгородившихся от океана намытым песком соленых озер с морской водой и болот, на Кейп-Коде есть и несколько прудов. Не считая двух-трех речушек, это единственные пресные водоемы полуострова. В столь богатой и цивилизованной стране, как Америка, водоснабжение не является проблемой. Но для природы Кейп-Кода и его ландшафтов эти пруды нужны как воздух. С зарослями кувшинок и камыша, склонившимися над ними деревьями они выглядят удивительно живописно и романтично на этой полоске суши, со всех сторон сжатой океаном.

Не так давно под напором сильного ветра морские волны размыли перемычку и прорвались в пресное озеро. И оно умерло, превратилось в один из многочисленных заливов, которые, то появляясь, то исчезая, задают работу картографам, бесконечно вычерчивающим очертания Кейп-Кода. А однажды, когда несколько дней подряд дул мощный восточный ветер, океан чуть было не "перетек" через полуостров в одном из самых его узких мест, едва не превратив его в настоящий остров…
Есть здесь и своя "Атлантида". Некогда в гавани Уэлфлита лежал остров Биллингсгейт - миля в длину, полмили в ширину. На нем были маяк, школа, фабрика по переработке китов и три десятка жилых домов. К концу XIX века Биллингсгейт начал постепенно уходить под воду, не помогли даже дамбы и насыпи, которые возводились по его берегам. К 1915 году на нем осталось всего два жителя. А к 1942 году остров исчез под водой полностью. Теперь только при самом сильном отливе можно видеть огромные валуны, которыми когда-то тщетно пытались оградить берега Биллингсгейта от эрозии…
С закатом солнца мы двинулись на север, в Провинстаун, который здесь для краткости называют просто Пи-тауном. Возвышенность, с которой мы любовались видом огненного шара, опускающегося в стальную гладь океана, осталась позади, вода должна была быть в сотне метров, а может, даже ближе. Но ее не было видно - вокруг, вздымаясь огромными барханами, к шоссе подползали песчаные дюны. Некоторые своими языками лизали уже асфальт. Указатели то и дело предупреждали о движущихся песчаных холмах, а Фил заметил, что дюны действительно порой заползают на дорогу, так что повышенная осторожность здесь не будет лишней, особенно в темное время суток.
Пи-таун встречает небольшим, как и в Уэлфлите, портом с рыболовными причалами, прогулочными катерами и рядами одно-двухэтажных домиков вдоль главной улицы. Малолюдно, многие вывески не горят, а большинство магазинов, баров, гостиниц и кафе закрыты. Пи-таун готовится к своему очередному "мертвому" сезону. Сегодня это самый бойкий и веселый из городов Кейп-Кода, где есть свой театр, куда привозят даже бродвейские постановки, и даже маленький аэропорт, живет туризмом. Когда летние гости разъезжаются, он затихает, а местные жители вынуждены принимать как должное так называемую сезонную безработицу.
Это историческое место. Именно здесь в ноябре 1620 года впервые высадились на землю Новой Англии пилигримы, чтобы затем двинуться дальше к будущему Плимуту. В память об этом событии и сооружена в Пи-тауне та самая башня, которую я видел с центра полуострова на горизонте. Теперь это довольно внушительное сооружение из гранита, зовущееся здесь из-за его архитектуры "итальянской башней", темным силуэтом вырисовывалось на вершине невысокого холма за ближайшими домиками и деревьями.
Кейп-Код - одно из самых насыщенных историческими событиями мест в США. В Барнстабле сохранилось старейшее библиотечное здание Америки, построенное в 1644 году, в Сандуиче - реставрирован дом, сооруженный в 1675 году, в Истеме - ветряная мельница, берущая свое начало в 1793 году, в Мэшпи - церковь, куда уже с 1684 года приходили на молитву первые обращенные в христианство индейцы, а у Труро - один из мощнейших маяков на атлантическом побережье, возведенный еще в 1795-м... Это не говоря уже о музее Джона Кеннеди в Хайаннисе, музее Исторического общества Труро, где собраны экспонаты, рассказывающие о кораблекрушениях в здешних водах, и массе других достопримечательностей. Большинство из них тоже "впадают в зимнюю спячку" с окончанием сезона.
Мы же, пройдя по главной улочке и миновав веселую группку явно театрально одетых молодых людей, рассовывавших редким прохожим листовки с приглашением на какое-то шоу в еще остававшееся открытым увеселительное заведеньице, зашли в ресторан рыбных блюд, расположившийся прямо у причала.
Когда мы возвращались к машине, оставленной в нескольких кварталах от ресторана, уже совсем стемнело. Неуклюжей и деловитой походкой, совершенно безбоязненно дорогу перед нами перешел скунс и скрылся в кустах. Если бы не дурная слава этих пышнохвостых зверьков, можно было бы попытаться рассмотреть его и поближе...
На прощание мы зашли в одно из удивительных мест в Пи-тауне - лавку морских принадлежностей, гордо именующую себя "самым необычным магазином Кейп-Кода". Он был открыт, и, видимо, вечерний полумрак - лучшее время для того, чтобы рассматривать всё, что собрано, выставлено и развешано в нем для продажи. Обычные рыболовные снасти и довольно допотопный водолазный костюм с медным шлемом. Новые, с иголочки, и уже бывшие в употреблении морские военные формы Германии, Швеции и Бог весть еще каких стран. Флаги едва ли не всех морских держав мира, включая и наш "бесик", сшитые в Южной Корее. Рыбацкие резиновые сапоги и армейские бутсы. Дурацкие коробочки "с сюрпризом" - откроешь, а оттуда выскакивает какое-нибудь чудо-юдо, разноцветные шарики, штучки, фонарики и старинные, давно вышедшие из употребления фонари. Среди морских и армейских знаков отличия, также в изобилии представленных в магазине, я обнаружил и наши пряжки со звездами и звездочки всех калибров для погон. Я, было, решил, что кто-то снабдил пи-таунскую лавку, совершив вылазку на Арбат или в Измайлово, но потом обнаружил целый деревянный ящик таких звездочек с настоящей заводской маркировкой. Неужели руки приторговывающих российскими армейскими запасами протянулись и до крошечного городка, что лежит на самой оконечности идиллического Кейп-Кода?
Ночевал я в доме Джонсонов среди лесистых холмов в окрестностях Уэлфлита. В интерьере дома гостеприимных хозяев, поклонников эстетики и искусства Страны восходящего солнца, явно прослеживались следы Востока. Но любоваться пусть и ценимыми мною изяществами, порожденными синтоистско-буддийской культурой, не было уже времени и сил. Назавтра, чуть свет, я попросил отправиться вновь в поездку по Кейп-Коду, чтобы до назначенной встречи с моими коллегами в Хайаннисе, успеть что-нибудь еще посмотреть.
Когда солнце висело совсем низко над Атлантикой, а воздух был особенно свеж, я вновь окунулся в пустоту, одиночество и бесконечность кейп-кодских пляжей. А затем, над одним из них, на изъеденном океаном высоком обрыве, мы остановились у бывшей станции Маркони. Отсюда в 1901 году он вел свои первые сеансы трансатлантической радиосвязи. Металлическая голова изобретателя, установленная среди моря песка и пожухлой травы, смотрела вслед ушедшим отсюда невидимым волнам в сторону далекой Европы. Самой станции и высоких мачт не сохранилось. Только каменные основания и фундаменты. Но за прошедшие сто лет гораздо больше изменилась природа - некогда мощный отвесный обрыв размыли волны, и теперь они плещутся совсем рядом с тем местом, где стояла станция изобретателя.
…Изобретение Маркони сослужило и продолжает служить свою службу человечеству. А место, где оно проходило самую ответственную проверку, возможно, когда-то вообще исчезнет. Именно в районе станции находится наиболее узкое место на Кейп-Коде - всего одна миля от берега до берега. И кто знает, может, через годы, в сильный шторм, океан перельется через полуостров и разобьет его на две части. А через десятки, сотни лет и полностью возьмет верх над сушей. И то, что было создано льдом, уничтожит вода… И как тут не задуматься над извечным могуществом стихии и тщетностью человеческих усилий?

Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...