Журнал Взор - cтатьи по культуре и искусству, картины, великие художники, фотоагнтвтво, фото природы, пейзажи. Франция, Париж.
0

ПАРИЖ A VUE D'OISEAU

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Александр Тур, Париж. Иллюстрации предоставило фотоагентство Издательского дома "Агни"
картины, великие художники

Когда стоишь на смотровой площадке Эйфелевой башни, великий город распростерт перед тобой как на ладони. Взгляд с высоты птичьего полета на игрушечные домики старых кварталов наводит на всяческие размышления, а сеть бесконечных улочек, переулков и тупиков вызывает исторические реминисценции. А ведь именно на этом пятачке необъятной матушки-земли было сделано множество шагов по формированию европейских свобод и великой европейской культуры. Город-космополит, город-законодатель, город-ниспровергатель, город-собиратель знал всякие времена…
Вот "Послание де Сорбона ко всем епископам Франции", обнародованное только в 1445 году. "Можно видеть священников и клириков, во время службы носящих маски и чудовищные личины. Они танцуют в хоре, переодетые женщинами, сводниками и менестрелями. Они поют непристойные песни. Они едят по углам алтаря черные колбасы, в то время как священник служит обедню. Там же они играют в кости. Они кадят вонючим дымом, исходящим от подошв старых башмаков. Они прыгают, бегают по церкви, нисколько не стыдясь. А затем они разъезжают по городу в грязных повозках и тележках, вызывая смех своих спутников и сотоварищей, проделывая непристойные жесты и произнося постыдные и грязные слова".
Указ Парижского парламента от 15 мая 1476 года: "Палата запрещает всем клеркам и служителям как гражданского, так и уголовного суда, к какому бы сословию они ни принадлежали, исполнять публично в зданиях гражданского и уголовного суда и в каких-либо иных общественных местах фарсы, соти, моралите и иные игры, происходящие при сборище народа, под страхом изгнания из этого королевства и конфискации всего их имущества…"
В 1641 году вышел указ Людовика XIII "О снятии с актеров бесчестия". Монарх негодует на актерское сословие, оперируя самыми резкими формулировками: "Опасаясь, как бы комедии, которые ставятся с пользой для развлечения народа, не сопровождались иногда бесчестными представлениями, мы решили отдать надлежащее представление, чтобы избежать таковых непотребств. Почему мы настоящим… приказываем и запрещаем всем актерам, под страхом публичного поношения и других соответствующих кар, представлять… бесчестные действия или пользоваться… распутными или двусмысленными словами…"
А через два года Жан Батист Поклен с улицы Ториньи собирает труппу "Блистательного театра". Начинается эпоха Мольера. Вокруг этого имени кипят страсти. Архивы и письма сохранили для нас немало любопытного. Из "Замечаний по поводу комедии Мольера, озаглавленной "Каменный гость" Рошмона. 1665 г. "Если назначение комедии - исправлять людей, развлекать их, то задача Мольера - губить их при помощи смеха". Из панегирика Пьера Руалле "Славный король на свете, или Людовик XIV - славнейший из всех королей на свете". 1664 г.: "Один человек, или, вернее, демон в телесной оболочке и в человеческом образе, самый отъявленный безбожник, какой когда-либо существовал в минувшие века, имел достаточно нечестия и бесстыдства, чтобы задумать в своем дьявольском мозгу пьесу…"
Из бесед Броссетта с Буало: "Madame, первая супруга Monsieur1, очень хотела увидеть представление "Тартюф". Она горячо ходатайствовала за него перед королем и сделала это в то время, когда Его Величество был раздражен против придворных святош… Всё это побудило Его Величество разрешить Madame, чтобы Мольер сыграл свою пьесу…
Когда король уехал2, Мольер с разрешения короля представил своего "Тартюфа" 5 августа 1667 года… Но господин первый президент3 запретил его в тот же день. Он велел даже запереть и охранять вход в театр, хотя играли в Пале-Рояле…"

картины, великие художники

Эти отголоски минувших страстей, некогда кипевших в великом городе, не прошли даром. В 1661 году вышел указ Людовика XIV "Об основании Королевской академии танцев", а в 1680-м по указу короля был основан театр Французской академии (ставший знаменитым "Комеди Франсез". - Прим. ред.), в который вошли актеры из труппы Мольера и театра "Бургундский отель"…
1. Monsieur - титул старшего брата короля, герцога Орлеанского. Madame - титул его супруги.
2. Король отбыл на поле военных действий во Фландрию.
3. Первый президент Парижского парламента.
Актеров разместили на улице Мазарини. Они давали ежедневные спектакли, что было нововведением "весьма полезным для развлечения этого превосходного города".
…Во времена Французской революции здесь разыгрывались сцены, достойные Расина. Об одной из них нам поведал Анатоль Франс. Однажды к гражданину Лардиньону, заместителю общественного обвинителя революционного трибунала, проживавшему на углу улиц Сены и Мазарини, явился человек, попросивший оказать следующую услугу. Его возлюбленная была арестована, приговорена к гильотине и отправлена в Порт-Либр дожидаться исполнения приговора. Молодой человек просил Лардиньона немедленно арестовать его и направить в Порт-Либр, чтобы уже более не разлучаться с возлюбленной. Просьба была с готовностью удовлетворена.
Франс знал Париж как свои пять пальцев и любил наблюдать за повседневной жизнью людей: как на противоположном берегу грузчики у пристани Святого Николая выгружают из барки бычьи рога, а подносчики, выстроившись в ряд на сходнях, перебрасывают с рук на руки сахарные головы до трюма парохода. Примечал на северной набережной Сены, как извозчичьи лошади вытянулись линией в тени платанов и, уткнувшись мордами в торбочки, спокойно жуют овес, в то время как их краснощекие кучера пропускают стаканчик-другой у стойки виноторговца и попутно высматривают утреннего седока.
Он запоминал, как букинисты выносят свои ящики на парапет, отмечая, что "эти славные торговцы духовной пищей, всё время живущие на воле, в развевающихся на ветру блузах, так хорошо обработаны воздухом, дождями, заморозками, туманами, снегом и палящим солнцем, что стали похожи на старинные соборные статуи".
Он писал: "…Я вижу Триумфальную арку словно каменную глыбу, и Сену - реку слав, и ее мосты, и расчеканенный, как драгоценность, Лувр эпохи Ренессанса, а справа, к новому мосту (Pons Lotetiae Novus dictus, как читаешь на старых гравюрах) - древний и глубокочтимый Париж с его шпилями, башнями…"
С башни Эйфеля хорошо виден Музей современного искусства, который хранит в своих собраниях работы Брака и Матисса, Утрилло и Леже, Шагала, Сутина, Пикассо. А напротив, по линии Марсова поля, можно разглядеть Монпарнас, отмеченный основательным ориентиром - двухсотдевятиметровым небоскребом "Башня Монпарнаса". В этом районе жили многие из тех художников, чьи картины сегодня нашли свое пристанище в Музее современного искусства и десятках других знаменитых музеев мира.
Монпарнас формировался на стыке 6-го и 14-го парижских округов, включив в себя проспект Мен, бульвары Арго и Порт-Рояль, улицы Фруадво, Санте, д'Асса и Де-Севр, а также бульвары Монпарнас и Распай, секущие этот район диагоналями, образуя так называемый перекресток Вавен. Старожилы утверждают, что облик района остался таким же, каким он был до Второй мировой.
На Монпарнасе жил Анри Руссо по прозванию Таможенник. Он снимал квартиру с мастерской, открыв "Академию живописи и музыки". Туда нередко захаживали яркие представители другого богемного района - Монмартра - поэт Аполлинер и художник Пикассо с веселой компанией друзей-товарищей. Аполлинер относился к живописи Руссо с сарказмом, Пикассо - с уважением. Но под конец жизни "самый популярный художник современности" потерял уважение к собственному творчеству. На свое 90-летие он обронил полные горечи слова: "…Сейчас я известен и очень богат, но когда остаюсь наедине с собой, у меня не хватает смелости увидеть в себе художника в великом значении слова; я всего лишь развлекатель публики, понявший время. Это горько и больно, но это истина…
На Монпарнасе трижды в своей жизни селился Гоген. Первый раз, будучи безвестным художником и преуспевающим биржевым маклером, сколотившим неплохое состояние. Второй раз - будучи обласканным славой живописцем, но без гроша в кармане. А третий раз - перед своим возвращением на Таити. Тогда судьба улыбнулась Гогену: какой-то родственник в деревне оставил ему по завещанию 15 тысяч франков. И он весело проводил время, деля удовольствия со своей индонезийской подругой Аннах.
Париж всегда захватывал, как остросюжетная лента. Таланты редко жили в нем "по Гамбургскому счету", предпочитая все "прозрения и раскаяния" оставлять на старость. Ну а те художники, что были бедны, мечтали о деньгах, славе, удовольствиях. В 1923 году коллекционер и богач американец Бернс приобрел у художника Хаима Сутина сразу более сорока работ. Художник тогда находился на краю гибели, бедность довела его до крайнего физического истощения. Говорят, что сразу после получения изрядной суммы Сутин немедленно покинул мастерскую, поймал такси и велел шоферу гнать в Ниццу.

картины, великие художники

На бульваре Монпарнас можно было встретить художника голландца Йопткинда. Он демонстрировал свои акварели любившему его посещать Эдмону Гонкуру, прозванному после смерти брата "вдовой"…
Как метко заметил Владимир Маяковский: "Парижские живописцы съели французскую поэзию. Живопись - самое распространенное, самое влиятельное искусство Франции… Франция дала тысячи известных имен. А на каждого с именем приходится еще тысяча пишущих, у которых не только нет имени, но и фамилия их никому не известна, кроме консьержки".
В двадцатые годы прошлого столетия Париж наводнили русские. Более 50 тысяч наших соотечественников обитали в городе и его окрестностях. По всему русскоязычному Парижу гремели рассказы Тэффи, а стихотворные фельетоны Дона Аминадо заучивали наизусть:

Живем. Скрипим. И медленно седеем.
Плетемся переулками Passy
И скоро совершенно обалдеем
От способов спасения Руси.
Вокруг шумит Париж неугомонный,
Творящий, созидающий, живой.
И с башни кружевной и вознесенной,
Следит за умирающей Москвой.

Творящий, созидающий, живой" Париж по вечерам рукоплескал Шаляпину в "Борисе Годунове", сравнивал творчество Мусоргского с Вагнером, а в театре "Шатле" наслаждался "Половецкими плясками" из "Князя Игоря", "Павильоном Армиды", "Шахерезадой", "Лебединым озером".
С тех пор кровь парижан изрядно поразбавилась русской кровушкой, а культура "древнего и глубокочтимого Парижа" немыслима без имен Ивана Бунина, Сергея Дягилева, Михаила Фокина, Льва Бакста, Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Иды Рубинштейн, Вацлава Нижинского…

Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...