Журнал Взор. Статьи по культуре, репрортажи, фотографии фотобанка, фото природы, пейзажи. Остров Валаам.
0

ПЛАНЕТА ВАЛААМ*

ПЕРВОЗДАННОЕ
Петр Крылов, Екатерина Воякина, Санкт-Петербург. Фотографии Сергея Ткаченко.Москва
Журнал Взор. Остров Валаам. Статьи по культуре,  фотографии фотобанка, фото природы, пейзажи.

Из подсознательной тяги к клише хочется написать что-нибудь вроде: "Если еще в конце XIX века поездка на Валаам была серьезным и не всегда - из-за частых и неожиданных ладожских штормов - безопасным путешествием, то теперь, в начале нового тысячелетия, попасть на остров проще простого". Ан нет, не так уж и просто, даже в разгар летнего сезона. Чтобы добраться до острова "общественным транспортом", нужно трястись в поезде до карельского города Сортавалы, а там пересесть на рейсовый "Омик" озерный "москвич". Из Петербурга на Валаам ходят только туристические теплоходы. Можно, конечно, купить тур - подавляющее большинство так и делает. Пароход отходит вечером, утром вы на острове, а потом дневная экскурсия по "главным достопримечательностям и - назад. Наряду с обычными светскими рейсами Валаамское подворье в Петербурге в дни больших церковных праздников устраивает специальные, паломнические.
Про зиму и говорить нечего. "Омик" - не ледокол, хотя иногда, в конце сезона, пытается уверить себя и пассажиров в обратном. Потом - только вертолет. Читатель, вероятно, примерно представляет, сколько стоит минута "вертолетного времени". И не удивится, что на протяжении последнего десятилетия Валаам часто и надолго оставался изолированным от большой земли. Полки магазинов пустели, крупы и килька в томате - весь ассортимент, напоминал о, казалось бы, безвозвратно ушедшем в прошлое развитом социализме. Зарплату жителям тоже не привозили, и продажа оставшихся продуктов в долг становилась обычным делом.
Но, допустим, вам хочется побыть на острове подольше. Летом есть еще одна возможность: перед отходом теплохода из Петербурга найти старпома и объяснить ситуацию. Если повезет, за умеренную плату вы получите ключ от пустой каюты. В середине девяностых, в период экономической растерянности, это было сравнительно просто - теплоходы ходили полупустые. Теперь ситуация изменилась, и редкий день у причала в Большой Никоновской бухте не швартуются друг к другу три-четыре "борта". Спрос на Валаам вырос, пустых кают практически не стало.

История Валаама, как тугая девичья коса, сплетена из преданий и легенд. Небольшая ленточка, вплетенная в ее конец, - это факты двух-трех последних веков.
В первом же веке нашей эры по пути из варяг в греки Святой апостол Андрей Первозванный посетил Валаам и осенил его крестом. Хотя еще в XVIII столетии историки считали это "благочестивой сказкой", предание живо. Другая монастырская легенда гласит о том, что в древности на Валааме было капище Велеса (Волоса, Ваала - отсюда-де и название острова) и Перуна, которым приносили жертвы местные язычники. И не так уж важно, что живущие по берегам Ладоги карелы поклонялись совсем иным божествам.
Кто и когда основал Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь? Казалось, хотя бы на первую половину вопроса ответ прост - Преподобные Сергий и Герман, валаамские чудотворцы, перенесенные, по преданию, на остров на отколовшейся от берега каменной плите. Но сведения о них легендарны, жития не сохранились, а в публикациях последних лет стали появляться и иные имена, например, Ефрема, будущего основателя Перекомского монастыря.
Про дату основания бесконечно спорят историки, как светские, так и церковные. По разным версиям она меняется от X века (что делает Валаамский монастырь чуть ли не самым древним на Руси) до конца XIV века. Уже к XV-XVI векам монастырь стал широко известен на Руси. Его уважительно называли "Честною и великою Лаврою", "Северным Афоном".
На Святом острове есть известная пещера. Сначала она почиталась как место отшельничества основателей - Святых Сергия и Германа. Но позднее стала связываться с именем Святого Александра Свирского (в его честь в середине XIX века там был основан скит и построена церковь, недавно, увы, сгоревшая). А историки-скептики утверждают, что пещера была искусственно создана в конце XVIII века - своего рода дань "пещерной традиции" раннего христианства. Кто прав?
В более поздней истории острова много любопытного. Так, в начале XVIII века, якобы по указу Петра Великого, начинается восстановление монастыря (так написано практически во всех книгах). Но ни начавшееся вскоре разбирательство в Священном Синоде, ни дальнейшие изыскания ученых такого указа Петра не обнаружили.

Рациональное объяснение мифологизации валаамской истории просто и понятно. Валаам всегда был заставой на границе славянско-православного и скандинавско-лютеранского миров; и судьба его была переменчива. Расцветший к середине XVI века, в 1578 году монастырь подвергся нападению шведов, истребивших часть братии, а еще через три года "мор изморша валаамских старцев и слуг". Потом монастырь восстанавливают, но в 1611 году все постройки, в том числе и монастырская библиотека, вновь поджигаются шведским отрядом. Через сто лет - в 1715 году, при Петре I, - монастырь восстанавливают, пока в 1754 году пожар опять не уничтожает всё собранное и отстроенное.
Но монастырь восстал, и достиг наибольшего расцвета в XIX веке. Тогда же ученики великого старца Паисия Величковского возродили на Валааме старчество. Большую любовь к обители имел святитель Игнатий (Брянчанинов), не раз ее посещавший.
Про перипетии века двадцатого и говорить не приходится - они еще живы в памяти народной. С возвращением острова Советской России в 1940 году все валаамские монахи перебираются в основанный в Финляндии Новый Валаам, унося с собой то, что осталось от монастырского архива. После войны на острове устраивают дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. С 1979 года остров получает статус музея-заповедника, а в 1989-м на Валаам возвратились первые шесть иноков для возрождения монастыря. Казалось бы теперь… Но история повторяется. В 1991 году в сильный шторм кораблик музея "Николай Рерих" бросился на помощь тонущему рыбацкому судну. Судно удалось спасти, из людей тоже никто не пострадал, а вот сам "Рерих" затонул. Затонул вместе с архивом музея, погруженным на него для вывоза на материк. Возникает ощущение, что гибель всех письменных свидетельств при каждом очередном повороте событий, какое-то мистическое условие существования Валаама.
Не удивительно, что история острова всегда основывалась на изустной традиции, передававшейся от одного поколения монахов к другому, а в последнее время - от одного экскурсовода к другому. Но стоит ли сожалеть, что турист, сошедший с теплохода, увезет с собой венок из местных легенд и преданий? Так ли это плохо, как кажется на первый взгляд?
"Мир держится тайной. Понятным становится, почему на Валааме человеческая природа в ее высших проявлениях, в частности, в творчестве, достигает предельного напряжения, - писал Николай Рерих. В том, надо понимать, смысле, что мир держится тайной, но мир валаамский - в особенности, как нигде.
Этому есть вполне конкретные подтверждения.
Одно из озер острова испокон веку называлось озером Страха или, по-фински, Хирмулампи - Ужасным. Чем оно пугало обитателей здешних мест, откуда сочился и чем поражал попавшего на его берега путника древний ужас, сейчас уже неведомо. Но дело зашло далеко, монахам пришлось вмешаться и всерьез заняться изгнанием озерных бесов, а на высоком берегу над озером установить крест. Он стоит и поныне, а озеро с тех пор называется Крестовым. Мера, надо сказать, оказалась вполне действенной - никаких непорядков на озере больше не наблюдалось. Но ведь было же что-то?

*Планета Валаам - выражение Святителя Игнатия Брянчанинова.

Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...