Интернет магазин картин и постеров Agniart. Статьи по культуре и искусству в журнале Взор - русское общество, серебряный век
0

"НОВЫЕ РУССКИЕ" СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

ЧЕЛОВЕК
Екатерина Фёдорова. Москва. БЫЛОЕ
Интернет магазин картин и постеров. Серебряный век - русское общество

Не раз слышала, как один старый московский профессор, гуляя по арбатским, пречистенским, воздвиженским переулкам, сильно и со стремительной технологической быстротой застроенным в начале XX столетия роскошными, удобными и до сих пор современными зданиями, неустанно и с досадой повторял: "Когда смотришь на многочисленные постройки эпохи модерна, каждый раз думается: Боже, какой могла быть держава, не родись в недрах российской культуры некий антикультурный вирус, от которого ее доселе плодовитое дерево вдруг сморщилось и предстало в трухлявой ветхости". А ведь этого внезапного размаха строительства комфортабельного жилья, совершенно нового по качеству жизни, никак не обещала предшествующая эпоха. И вот так же внезапно, не подготовленная никакой постепенностью, в два последних десятилетия XIX века стала появляться новая русская буржуазия: не только всем известные Рябушинские, Морозовы, Мамонтовы, Бахрушины, потомки поколений купеческих семейств, преуспевших в умножении богатств, - но прямо "из ничего", "из воздуха", из самых низких и бедных слоев русского общества.

Культура, клонящаяся к закату, как старый человек начинает жить воспоминаниями и жадно вновь переживает ушедшие эпохи. Оценить, осознать причудливые переплетения культурных слоев, наслаждаться ими, казалось бы, дано людям подготовленным, искушенным в этой сфере, меж тем культура Серебряного века охотно и легко впустила в свою орбиту людей новых, не обремененных "родовыми воспоминаниями" цивилизации. И как-то чрезвычайно скоро эти "новые русские" предреволюционной поры формировались, впитывали тончайшие нюансы особого воздуха российской художественной культуры, вошедшей в обиход и становившейся для многих "манерой жить", естественно вписывались в культурную среду, опираясь скорее на традиции европейские, чем почвеннические. Они часто оказывались людьми смелых и просвещенных взглядов, свободными в общении, как мы сейчас сказали бы, "социализированными". Видимо, культурная почва была уже столь обработана, взрыхлена, что податливо и легко принимала, вела, не отторгала и этих новых адептов культуры, отмеченных только талантом, упорством и целеустремленностью. Несколько быстро промелькнувших десятилетий они умело и со вкусом жили, легко интегрировались в общеевропейский уклад. Однако революция смела и начисто уничтожила этот слой, а представители его не успели оставить по себе ни особенных письменных свидетельств, ни документов, ни даже семейных устных рассказов, как оставило, несмотря на кровавую историю поражений и гибели, русское дворянство, именитое купечество, крупные промышленники. Судьбы их затерялись в неизвестности, у нас до сих пор ничтожно малое представление о новой русской буржуазии.
Об Анне Васильевне Вороненко - одной из первых российских модельеров женской одежды, владелицы "модных столичных мастерских" - исследователям и читателям неизвестно до сих пор ничего, а сведений сохранилось очень немного. Она появилась на свет в начале 70-х годов XIX века в семействе Зайцевых, настолько бедном, что детей своих родители содержать не могли. Отец, кажется, был поваром. Мать - просто жена своего мужа, как сейчас бы сказали, домохозяйка. Но вот что удивительно. Все трое детей этой семьи, которые в детстве узнали не только российскую нищету, но и нестерпимое российское бесправие, оказались людьми не только успешными в деловом отношении, сумевшими выстроить блестящую карьеру, занять положение в хорошем обществе, но и людьми культурными, с богатыми художественными интересами, развитым художественным чутьем и вкусом, собственными жизненными позициями и взглядами, с осознанным и реализованным стремлением к благотворительности.

Интернет магазин картин и постеров. Серебряный век - русское общество

Брата Анны, Николая Васильевича, не имея возможности прокормить, родители отдали в услужение, по унизительному договору так называемой "крепостной грамоты" - письменного "контракта" между родителями сына или дочери и неким лицом, становившимся хозяином ребенка и получавшим практически неограниченную, "крепостную" власть над ним. И это воспринималось обыденным явлением через два десятилетия после отмены крепостного права! Мало кто сейчас знает, что пережитки крепостничества в допотопной форме сохранились аж до конца XIX века. Сколько мальчик натерпелся, всякий может представить на примере чеховского "Ваньки Жукова"… Но Николай Васильевич каким-то непостижимым образом сумел из поваренка выучиться сначала на повара, а затем и завести собственное дело - ресторан "Новый Петергоф", ставший "университетским", популярным среди московской профессуры и студенчества: он располагался на нижних этажах под его блестящей девятикомнатной квартирой в самом центре Москвы, близ Манежа, на Воздвиженке, 9. Ресторан славился и кухней, и сервировкой, и европейским обслуживанием. Николая Васильевича Зайцева ценило и уважало московское купечество, но позже и большевики не оставили без хищного внимания его кулинарный талант. Именно он стал организатором кухни первых послереволюционных съездов, что хотя и не уберегло его от всех конфискаций, но спасло от прямой гибели. А до революции у него было несколько стипендиатов в Коммерческом училище (в советские времена известном под именем Плехановского института), он строил дачи, разводил сады, ездил учиться у европейских рестораторов. И жену выбрал образованную, полуфранцуженку, барышню-переводчицу, встреченную в модном магазине "Мюр и Мерилиз". Три дочери стали слушательницами Коммерческого училища, получили высшее образование. Эволюция личности резко проявилась на его фотопортретах: лицо кардинально менялось - из простоватого, скованно глядящего в объектив молодца, в ироничного, сидящего в свободной позе, интересного и оригинального человека. Чтобы купить онлайн #а#лечебные травы#/а#, заходите на сайт интернет аптеки «Фарма-Бар». Стоимость товаров Вам понравится, а возможность срочной доставки по городу порадует многих клиентов. Младшую сестру Варвару тоже отдали в чужую, но обеспеченную семью. За всю жизнь она не забыла этой обиды, отсюда и чувство брошенности, отчужденности от родных. Однако и из нее выросла культурная и образованная женщина, которая вращалась в благополучном и респектабельном круге, выйдя замуж за Калашникова, родного племянника знаменитого аптекаря Ферейна. И мечтательно задумчивое выражение ее лица на фотографии никак не ассоциируется ни с кухней, ни с приниженностью положения приживалки-воспитанницы при живых, но бедных родителях. А вот Анна, кажется, росла дома. Какое образование ей смогли дать, какими путями она добивалась своей цели, шла к собственному делу - неизвестно. Знаем лишь, что в итоге она создала несколько модных и популярных мастерских - по последнему слову европейских технических швейных новшеств; часто ездила в Европу учиться профессиональным приемам кройки и шитья; одно время работала вместе со знаменитой художницей костюма Надеждой Петровной Ламановой. И замуж вышла за инженера-путейца, человека образованного. Теперь уже стало общим местом, что именно из России в Европу пришла высокая мода, созданная тонким чутьем русской аристократии и глубоким пониманием ею культуры одежды, а также сказочным талантом наших мастериц. На европейских подиумах появились русские эмигрантки, так зарабатывавшие кусок хлеба; именно тогда и сформировались понятия - топ-модель, фотомодель. Однако еще раньше, в предрассветную пору искусства моды, в России Анна Васильевна ставила собственные художественные эксперименты, по тем временам рискованно смелые. Она создавала туалеты и сама представляла новые наряды, декорировала композиции и позировала перед фотокамерой. Эту женщину, пожалуй, не назовешь красавицей, но изысканность ее черт, утонченность облика и мягкая пластика не уступают первым светским красавицам эпохи русского модерна. Перед революцией Анна Васильевна заболела раком горла, ее удачно оперировали в Париже, и она прожила довольно долго, умерла в 1935 году. Конечно, от основанных ею мастерских не осталось и следа… Вот и всё, что о ней известно. Многие ее некогда успешные новобуржуазные родственники, их дети были репрессированы, гибли один за другим. Уцелевшие потомки не интересовались жизнью Анны Вороненко, материальным наследием не дорожили. В семейном альбоме сохранилось лишь несколько фотографических композиций модных туалетов. Возможно, почтенной даме в годах из хорошего общества просто не пришла в голову дерзкая идея демонстрировать себя как фотомодель в ею же созданных, необыденных, художественных туалетах, выставляя их как образцы в витринах собственной мастерской, демонстрируя и рекомендуя, как мы теперь скажем, марку своего модного дома. Такой особый вид искусства сегодня называют высокой модой. А Анне Васильевне подобная вольность, несколько нарушавшая каноны приличия, оказалась и к лицу, и к характеру. И сейчас мы можем определенно сказать, что она способствовала утверждению новой плодотворной традиции. В этих наивных, свободных опытах - в сжатом, не успевшем развернуться, расправиться мгновенье - в канун эпохи 1917-го, как в коконе, были заложены идеи high fashion как искусства человеческого тела, носителя художественности, фотомодельного бизнеса и, наконец, рекламы оригинального, неповторимого профиля домов моды.

Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...