Статьи по культуре, природа, пейзажи, горы, пустыня, Казахстан
0

МНОГООБРАЗНОЕ ОДНООБРАЗИЕ

ПЕРВОЗДАННОЕ
 Николай Кузнецов. Санкт-Петербург
природа, пейзажи, горы, пустыня, Казахстан

Если посмотреть на карту природных зон Казахстана, бросается в глаза, что большую часть территории этого огромного государства занимают солончаки, степи, полупустыни и пустыни. Лишь 10% территории страны занято горными массивами Алтая, Джунгарского Алатау, Тянь-Шаня. Равнинная же часть, раскинувшаяся с севера на юг более чем на 1 600 километров, представлена сменяющими друг друга вышеупомянутыми природными зонами: лесостепь постепенно переходит в степную зону, степная - в полупустынную, а затем начинаются пустыни. Большинство из нас привычно ассоциируют пустыни и полупустыни с однообразным незатейливым ландшафтом, почти неизменным на сотни километров вокруг. И в этом есть известная доля истины. Вот как описывает казахскую пустыню исследователь жизни казахского народа Акселеу Сейдимбек: "Вскоре после горы Болат перед караваном предстает плоская, безмолвная пустыня Бетпакдала. С каждым шагом меняется ее вид. Позади остаются желтые холмы с низкорослыми, прижавшимися к земле травами, светлые равнины с пушистыми селеу, долины с преграждающими путь коню высокими покосами - и всё вокруг начинает чернеть, темнеть и испытывать возбуждение. Редкостью становятся такие благоухающие травы, как чабрец, полынь зеленая, масляная полынь, овсюг, клевер, кияк, коде, шалгын, майса, мята, чечевица, вместо них появляются редкие сухие, темно-серые, без листьев растения - это полынь без листочков, перекати-поле, черная полынь, пустырник, изен, баялыш… Кругом серая степь с серыми холмами, похожими на океанские волны, врезающиеся в самый горизонт. При приближении увидишь каменную сопку, затвердевший реиз, солончаки. Эта бескрайняя пустота докучает взору до самого Чу. Бесконечная, нескончаемая, без единого живого существа мертвая степь. Давит она на душу, гасит надежду. И невольно призадумаешься: как метко названа эта Бетпакдала (бездушная степь), действительно, она и есть Бетпак".
Однако в этой огромной по территории стране достаточно и других практически безводных мест, где за год выпадает менее 100 миллиметров осадков. На западе расположена Прикаспийская низменность с впадиной Каратие, глубина которой составляет 132 метра ниже уровня моря. Центральную часть занимает Тургайское плато, на юге переходящее в Туранскую низменность с пустыней Кызылкум. Юго-восток страны занят уже описанной пустыней Бетпакдала.
Такие пустыни, как Кызылкум, Мойынкум, Сырыесик-Атырау, Большие и Малые Барсуки, поражают воображение уходящими за горизонт песчаными грядами, барханами, черными бурями, вечным движением песков…
Районы, прилегающие к Северному Прибалхашью, и восточную половину Бетпакдалы можно назвать страной каменных пустынь. Солончаковые же пустыни сосредоточены в озерных котловинах Прикаспийской низменности или так называемых сухих долинах.

природа, пейзажи, горы, пустыня, Казахстан

И все эти разновидности пустынь по рельефу местности, окраске почв, песков, горных пород, солевых отложений представляют чрезвычайно многообразную картину. Ну а кроме того, на то, как выглядит пустыня, огромное влияние оказывает время года. Весной, когда на эти места приходится наибольшее количество осадков, казахские пустыни волшебным образом преображаются, на несколько недель покрываясь дивным цветочным ковром.
Необозримые просторы Казахстана имеют общее название - Великая степь. И единственный способ жизни, который оказался возможен здесь на протяжении тысячелетий, - кочевой. А он предполагает достижение совершенных знаний о природе, окружающей среде, времени и пространстве… Дапоксетин способствует задержке оргазма и эякуляции и способен сделать половой акт до 4 раз длиннее. Дапоксетин купить у нас в http://mister-tvister.com/catalog/dapoxetin выгодно! Казахи, являясь "конгломератом кочевых родов и племен, живущих с незапамятных времен" в этих местах, сохранили огромный свод знаний о Великой степи. И казахская пустыня всегда присутствовала в их жизни как необходимое и трудное испытание. Известный ученый С.Е. Толыбеков утверждал: "Кочевники, сделавшие опорой своей жизни скот, ради его сохранения шли на риск и многие трудности. У всех трех жузов был выработан способ вырваться из суровых тисков природы, путем постепенного передвижения, как перелетные птицы, по направлению меридиана. До сегодняшних дней отчетливо сохранились следы кочевых путей протяженностью в сотни, тысячи километров как свидетельство многих удивительных и необычных тайн и обид…" Акселеу Сейдимбек в развитие этой темы пишет: "До 20-30-х годов нынешнего века (ХХ века. - Прим. ред.) роды Среднего жуза… располагались на зимовку на берегах реки Чу. С наступлением весны, пробираясь через глухую, пустующую Бетпакдала по следам талой воды, плотный караван кочевников заново торопился занять Сарыарка. Эти пути назывались Цепной, Путь тама, Путь таракты. Эти роды выходили на опасный и долгий путь Бетпакдала одновременно, на остатках костров первого каравана готовилась в котлах пища следующего каравана. Отводя всего по четыре-пять часов на отдых осенней ночью, не зная привалов, плотные караваны через шестнадцать-семнадцать ночлегов добирались до Шу". Говорят, что на месте пустынь когда-то находились прекрасные города, ныне надежно укрытые толстым слоем песка . И время от времени путешествующим по этим суровым просторам может попасться черепок с обрывком непонятной надписи или даже драгоценная безделушка - овеществленная историческая память. Так что, возможно, пустыня, подобно океану, хранит в своих недрах немало тайн. Этимология названий мест, которые встречаются в Великой степи, также разнообразна и заслуживает нескольких примеров.
Многие местные топонимы появились благодаря пустыне. В Сарыарке один из родников назван Тизе Буккен, что в переводе означает "Преклонивший колено". Чтобы достичь этого места с хрустально чистой водой, следовало пересечь пустыню. И когда уже не оставалось сил, а отчаянье завладевало сердцами кочевников, неожиданно, как чудо, появлялось удивительное место, где можно отдохнуть, остановить усталый взор на сочной зелени травы, склониться над прохладным источником с ключевой водой. Люди спешивались, снимали тяжелые вьюки с верблюдов и лошадей, которые затем долго пили воду в неестественной для них коленопреклоненной позе. Отсюда и название - "Преклонивший колено".
Порой в пустынях Казахстана встречаются места, чьи названия носят немного комичный характер. Но обусловлено это, как говорится, реалиями жизни. Трудным переходом для каравана, направлявшегося к берегам Шу, являлся Етекжайган, что в переводе означает "подбери подол". Вода в этих местах сильно соленая, из растительности - только темная полынь. Здесь могут выдержать верблюды и овцы, а лошади и коровы погибают, не в состоянии переварить местные травы на солончаках. Люди, у которых уже кончился запас пресной воды в торсуках, мучаются расстройством желудка…

 

Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...