Журнал Взор - статьи по культуре. Картины русских художников - Рерих, Кандинский, Репин, Крамской, Грабарь. Мюнхен
0

ГРЮС ГОТТ, МЮНХЕН!

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  Евгений Попов, Москва ГОРОД
Германия, Мюнхен, Париж, картины, русские художники - Рерих, Кандинский, Репин, Крамской, Грабарь

Однажды, на самом излете так называемых "времен застоя", плавно перешедших в "перестройку", когда для любой поездки за границу требовались согласие парткома, месткома и демонстрация лояльности советской власти, я встретил на московской улице знаменитого драматурга Григория Горина.
- Всё-таки что-то начинает меняться, - сказал он. - Представляешь, мне наконец разрешили поездку в Париж и Мюнхен, где идут мои пьесы.
- Счастливец ты, - вздохнул я. - Увидишь Париж
- А Мюнхен? - насторожился Горин.
- Что Мюнхен по сравнению с Парижем? - легкомысленно ответил я.
- Нет, ты не понимаешь, - заволновался мой собеседник. - Ведь Мюнхен - это… это как бы тебе сказать? Это - самый уютный город в мире.
- Действительно не понимаю, - искренне признался я.
И лишь теперь, когда объездил множество стран, когда мир стал совсем другим, и давным-давно уже нет на свете доброго и веселого Гриши Горина, я, кажется, что-то начинаю понимать.
И в первую очередь, что удивительный всё же объект эта наша планета Земля. С одной стороны - Интернет, глобализация, сверхзвуковые скорости, полное отсутствие тайн. С другой - только на глобусе да карте всё просто. Четкая линия границ, каждая страна своим цветом обозначена… Немцы, французы, поляки, русские… Но стоит увеличить масштаб своего пребывания в той или иной местности, коснуться конкретной земной части, как сразу же начинается "цветущая сложность", и то, что еще вчера казалось само собой разумеющимся, становится загадочным и интересным.
Ну вот, к примеру, Германия, расположенная в центре Европы и про которую в нынешние времена третьего тысячелетия уж, кажется, известно нам, россиянам, решительно всё. Вплоть до цен на рождественских распродажах Берлина и Франкфурта. Мы настолько всё знаем, что кое-что очень важное даже начинаем забывать средь шумного бала окончательно победившего научно-технического прогресса.
Например, то, что официальное название Германии - Федеративная Республика Германия, и что никакой такой Германии не существовало еще в начале позапрошлого века. А были различные княжества, герцогства и вольные города, находившиеся друг с другом в весьма непростых отношениях, вплоть до агрессивно-военных.
Да и сейчас, одно дело - бывшие ГДРовские земли, хлебнувшие коммунистического "орднунга", с другой - богатая Бавария со столицей в легендарном городе Мюнхене. Жупел антикоммунизма Франц Иозеф Штраус (1915-1988), председатель Христианско-социального союза, премьер-министр земли Бавария - помните это имя? И всё же - не только в политике здесь дело, но и в менталитете тоже. Да и в истории, древней истории.
Датой основания Мюнхена, стоящего на реке Изар, считается 1158 год. Однако всё началось гораздо раньше, когда на месте сегодняшнего города располагался монастырь. Отчего, собственно, и название - moench/muench по-старонемецки "монах".
В XII веке Мюнхен стал владением династии Виттельсбахов, чуть позже - столицей королевства Баварского.
Германия, Мюнхен, Париж, картины, русские художники - Рерих, Кандинский, Репин, Крамской, Грабарь Тридцатилетняя война, оккупация Мюнхена шведами, австрийцами, французами. Всё это - история Баварии и ее уникальных правителей. Вспомним хотя бы смелую принцессу Сиси, дочь герцога Максимилиана Баварского, ставшую императрицей Австро-Венгрии Елизаветой, или последнего короля Баварии Людвига II, воспетого в знаменитом фильме Лукино Висконти.
Но перед тем как стать "самым уютным городом в мире", Мюнхену многое довелось испытать.
В самом начале ХХ века именно сюда приехал из сибирской ссылки не кто иной, как Владимир Ильич Ульянов, получивший в Мюнхене новое имя - Ленин. Именно здесь с ним воссоединилась в 1901 году его венчанная невеста Н.К. Крупская, а он сочинил свой эпохальный труд "Что делать?". Невредно добавить, что именно под влиянием ленинских идей о "мировой революции" 13 апреля 1919-го в Мюнхене была провозглашена Баварская советская республика, которая продержалась, увы, лишь до 1 мая того же года, после чего сгинула навсегда.
А вот еще один видный персонаж мюнхенской новой истории. Летом 1919 года университетский профессор-историк Карл Александер фон Мюллер, закончив лекцию, обратил внимание на оставшуюся в аудитории группку студентов. "Они сгрудились вокруг молодого солдата с необычным гортанным голосом, который всё более страстно в чем-то убеждал их, - вспоминал он годы спустя. - У меня было чувство, будто их возбуждал сам этот голос, который и сам от такого возбуждения набирал силу. Бледное лицо, на которое совсем не по-солдатски свисала челка, коротко подстриженные усики и удивительно большие, светло-голубые глаза, сверкавшие холодным фанатизмом. Это был Гитлер". Увы, его "республика" продержалась значительно дольше, чем "Баварская советская", с соответствующими печальными последствиями для всего мира, Германии и, в частности, жителей Мюнхена. Ибо более половины городских зданий в городе оказалось во время войны разрушено, и, собственно, большая часть древней красоты, которой любуются нынешние туристы, является новоделом.
И всё же неправда, что история никого и ничему не учит. С 1949 года по сегодняшний день Бавария стала федеральной землей Германии, однако имеет собственную конституцию, статья № 1 которой гласит: "Бавария является свободным государством". Таким образом, избегнув Сциллы коммунизма и Харибды фашизма, Бавария продолжает свободное плавание, являя собой пример того, что люди могут и должны жить разумно, достойно.
И в этом смысле Мюнхен сильно отличается от других мегаполисов Европы с их безумным ритмом, вечной толкотней на улицах, воем полицейских сирен и скрипом тормозов.
Понимаете, создается такое ощущение, что в Мюнхене никто никуда не торопится, и город запросто можно обойти пешком. Впечатление, конечно же, обманчивое - ведь население его составляет на сегодняшний день более миллиона трехсот тысяч, раскинулся он весьма широко, а во время всемирно известного пивного праздника "Октоберфест" здесь появляется еще и до семи миллионов туристов.
Когда мужчине стоит принимать средства для потенции? Проверенная Виагра, безопасная Левитра, долгодействующий Сиалис. К тому же, если до последней войны это был город хоть и культурный, но в какой-то степени патриархальный, аграрный, то с начала 50-х прошлого века, наглядно иллюстрируя послевоенное немецкое "экономическое чудо", здесь резко рванули вперед промышленность и наука. Мюнхен стал индустриальной метрополией, местоположением таких известных концернов, как "АГФА", "БМВ", "Сименс". И одновременно остался зеленым, нарядным, что тоже можно отнести к разряду чудес. Ибо нам, россиянам, зачастую живущим в громадных прокопченных городах, хорошо известны печальные последствия подобного "научно-технического прогресса": чахлые деревья, съеденные химическим "смогом" поля, реки, в которых может купаться только безумец.
А еще здесь процветает пивная индустрия. В Германии около полутора тысяч пивных заводов, более половины из них находится в Баварии, а весомая часть баварских заводов - в Мюнхене. Шесть крупнейших пивоваренных заводов Мюнхена - "Аугустинер", "Хаккер-Пнюрр", "Хофброй", "Лёвенброй", "Пауланер-Сальватор" и "Шпатен-Францисканер" снабжают этим волшебным напитком весь мир, в том числе и нашу Россию. Диво-дивное, но и у нас теперь можно зайти практически в любой продовольственный магазинчик и спросить там "Лёвенброй" или "Пауланер". Правда, замечу я в порядке патриотизма, что у нас и свое пиво научились за последние годы варить недурственное, но всё же, положа руку на сердце, литровая кружка в мюнхенском "биргартене" - одно из моих самых ярких эстетических и вкусовых ощущений вообще.
И опять здесь тайна и чудо. Говорят, что баварец выпивает в год около 350 литров пива. Но почему-то во всех этих бесчисленных мюнхенских пивных начиная от почти музейного заведения "Хофбройхауз" (посетителями которого были, каждый в свое время, даже упомянутые выше два вождя мирового пролетариата - Ленин и Гитлер) и до какой-нибудь привокзальной забегаловки я никогда не наблюдал традиционного пьяного скотства и злобного куража. "Выпил, так веди себя прилично" - этот лозунг русских жен, обращенный к их непутевым мужьям, усвоен баварцами, скорей всего, с молоком матери, которому тоже, пожалуй, не чужда пивная стихия. Звероподобный, краснорожий какой-нибудь мужик в шляпе с перьями, кожаных шортах и грубых башмаках на тебя ни в коем случае не станет, по выражению нашего литературного гения Лескова, "насыкиваться". И это удивительно, но ни один из моих знакомых любителей пива, побывавших в Мюнхене, по морде там так и не получил никогда, хотя некоторые из них сами далеко не ангелы. А вот песни хором ревели, раскачиваясь за длинным столом, было дело, не ломать же приезжему русскому немецкие традиции? Не зря, нет, не зря Мюнхен до сих пор именуют "культурной столицей Германии", а в разные другие времена называли его "Баварским Римом", "Баварским Парижем" и даже "Афинами на Изаре".
Германия, Мюнхен, Париж, картины, русские художники - Рерих, Кандинский, Репин, Крамской, Грабарь Дело в том, что еще в начале XIX столетия король Людвиг I решил сделать из Мюнхена город, который "прославит Германию так, что никто не сможет сказать, что знает Германию, если он не видел Мюнхена". С конца XVIII века здесь существует Академия изобразительных искусств, с 1800 года ведет свое начало Старая пинакотека, потрясающее собрание живописи XIV-XVIII веков, где картин Рубенса, например, гораздо больше, чем в любом другом аналогичном музее Европы. С 1853 года к Старой пинакотеке прибавилась Новая, тоже изобилующая шедеврами европейских мастеров от классицизма до ар нуво. Дело Людвига I продолжил легендарный эстет королевской крови Людвиг II Баварский, выстроивший вокруг Мюнхена фантастические сказочные замки, чудак и эксцентрик, в конце концов разоривший казну и погибший на Штарнбергском озере при невыясненных обстоятельствах.
Неудивительно, что к началу прошлого века Мюнхен стал центром немецкого модерна с его знаменитым мюнхенским Сецессионом, объединениями художников, отвергавших доктрины академизма. А позже - одним из европейских центров авангардизма, немалую роль в становлении которого сыграли русские художники Василий Кандинский, Алексей Явленский и Марианна Верёвкина.
И вообще, русские в Мюнхене - это огромная, отдельная тема, и я даже не о тех современных туристах, которые прибыли сюда, чтобы попить пивка на "Октоберфест" или послушать перезвон колоколов на милой ратушной площади Мариенплатц.
Ведь сюда, начиная с первой половины XIX века, приезжали жить и работать наши отечественные мастера. Именно здесь Верещагин писал свою знаменитую "Туркестанскую серию", Крамской, Репин, Коровин, Грабарь, Малявин, Рерих, Борисов-Мусатов были активными участниками Мюнхенских международных выставок, Серов и Левитан стали членами Сецессиона. Практически все эти интернациональные контакты, взаимно обогащающие и Германию, и Россию, оборвались с началом Первой мировой войны и последовавшей за ней Октябрьской революции, из чего можно сделать один непреложный вывод - ни от войн, ни от революций добра ждать не приходится.
Ведь непосредственно после разгрома фашизма и конца Второй мировой войны, когда люди в разных уголках планеты были полны радужных надежд на заслуженное обретение покоя и счастья, мир оказался ввергнут в пучины "холодной войны", и Мюнхен стал излюбленной мишенью советских пропагандистов.
Еще бы, ведь здесь не только располагался европейский офис Толстовского фонда, организованного дочкой нашего великого Льва Николаевича - Александрой - для заботы о соотечественниках, убежавших от советской власти или отказавшихся возвращаться после войны в СССР. Здесь денно и нощно вещало на СССР радио "Свобода", которое сквозь вой глушилок слушала в "годы застоя" вся страна. Это радио изображалось в наших документальных фильмах, как антисоветское гнездо, опутанное колючей проволокой, а в приключенческих советских фильмах частенько фигурировала какая-нибудь такая "шпионская школа в Альпах", откуда лезут через границу на фальшивых коровьих копытах убийцы и диверсанты, желающие загубить мировой коммунизм.
Сейчас "Свобода" переехала в Прагу, имеет офис в Москве, а его легендарные сотрудники, имена которых знала вся страна - Юлиан Панич, Сергей Юрьенен, Фатима Салказанова, Владимир Тольц, постарели и большей частью оказались не у дел.
В Мюнхене есть несколько русских церквей.
Здесь жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин.
Делит свою жизнь между Мюнхеном и Москвой Владимир Войнович.
Упорно работает замечательный стилист Борис Хазанов.
Следит за новинками нашей современной литературы и пытается переводить на немецкий всё лучшее из нее знаменитая Розмари Титце.
Здесь, около Олимпийского центра, своими руками воздвиг деревянный храм простой русский мужик Тимофей Прохоров, после войны оказавшийся на Западе и умерший в Мюнхене два года назад в возрасте ста одиннадцати лет! Эта церковь сейчас тоже стала одной из достопримечательностей города.
И всё же "главным русским" в Мюнхене несомненно является великий наш поэт Фёдор Иванович Тютчев, проживший на чужбине в качестве российского дипломата 22 года, друживший с Генрихом Гейне и написавший в Баварии свои главные стихи. Казалось бы, какое дело немцам до автора бессмертных строчек "Умом Россию не понять", но, тем не менее, ему в 2003 году немцы поставили в Мюнхене памятник, который теперь тоже является знаковым местом города.
Впрочем, немцы поставили или баварцы? Или это всё-таки одно и то же? Как утверждает лукавая баварская пословица: "Каждый немец мечтает жить в Мюнхене". Но ведь и приветствуют мюнхенцы друг друга совершенно не "Гутен тагом" или "Халло", как во всей Германии, а своим добродушным: "Грюс Готт!", что в переводе с баварского диалекта на литературный русский означает: "Благослови тебя Бог!"

 

Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...