Журнал Взор. Иерусалим, Храм Воскресения. Статьи по культуре и искусству, фотографии фотобанка, фото природы, фото пейзажи.
0

ЧЕТЫРЁХМЕРНЫЙ ИЕРУСАЛИМ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Татьяна Щербина , поэт. Фото Александра Тягны-Рядно ГОРОД
Журнал Взор.  Иерусалим, Храм Воскресения, картины, фотографии фотобанка, фото природы, пейзажи.

В Иерусалиме под сводами Храма Воскресения, между Гробом Господним и Голгофой, стоит пуп Земли. Установлен он (точнее, они - их там четыре рядком, каждой церкви хотелось установить свой) на том месте, которое считается центром Иерусалима, а Иерусалим - центром мира: "Так говорит Господь Бог: это - Иерусалим! Я поставил его среди народов и вокруг него - земли" (Иезекииль, 5:5).
В действительности же Иерусалим - пуп только половины Земли: иудейской, христианской и мусульманской. У второй половины, в основном буддийской, - свои палестины. Но на нашей земной половине Иерусалим - пуп, исток, и святые места трех религий переплетены так, что не разделить. С небесной половиной всё кажется проще: вот епархия Христа и мы, его подопечные, вот наделы самого молодого из богов - Аллаха с его воинством. С "еврейским Богом" определиться труднее, поскольку он и есть Всевышний, и из его завета с Авраамом, а затем из Книги, продиктованной Моисею, произошли христианство и ислам. У христиан считается, что Всевышний заключил с ними Новый Завет, у мусульман - что Бог один и зовут его Аллах, а Христос и Магомет - его пророки. Всё это было бы теологическими спорами, сопровождающимися волнами физического взаимоуничтожения представителей трех верований, кабы не было Иерусалима, где история, хронос претворились в топос, то есть город этот - четырехмерный.
В психиатрии есть термин - "иерусалимский синдром". Временное помешательство, которое происходит только в Иерусалиме, и количество психиатрических клиник там постоянно растет. Приезжает паломник или турист, ходит по святым местам и настолько погружается в другое время, что начинает чувствовать себя пророком или самим Христом, проповедует, у него поднимается температура, и без помощи врачей ему не обойтись. Будто бы там действует невидимая машина времени. Я объездила полсвета (нашу половину, на не нашу тоже заезжала), но "эффект присутствия" и соучастия в событиях дальних веков испытывала только в Иерусалиме, правда, перевозку вызывать не приходилось.
Иерусалим состоит из двух частей - Старого города (о котором до сих пор и шла речь) и современного. Начало новому городу положил лорд-иудей сэр Монтефиори, богатый англичанин, на фамильном гербе которого снизу - лев и единорог, сверху - три звезды Давида и два флага с надписью на иврите "Ерушалаим". С 1860 года он предложил евреям переселяться за стены Старого города (Ира-а-тика на иврите), что было для них немыслимо и просто страшно: за стенами - пустыня и кочевники. Но Монтефиори стал платить жителям за переезд и строительство новых домов, чтоб город расширялся, и потому мельница Монтефиори стала символом современного Иерусалима. Мельницу он поставил для того, чтоб евреи занимались сельским хозяйством, но она не работала ни дня. У Иерусалима, даже расширенного, другое предназначение.
Новая часть построена целиком из иерусалимского камня, согласно постановлению британского губернатора города в 1920-е годы, которое действует по сей день. Город восточный - на взгляд западного человека и западный - на взгляд восточного. Столица, где кипит жизнь, где, может, и нет шедевров архитектуры, но немало реликвий, и есть свой стиль: невысокие дома из белого, бежеватого, розоватого камня, несколько небоскребов, по окраинам - типичные новостройки, за ними - пустынная полоса. Когда путешествуешь по Израилю (территория его - всего 20 тыс. кв. км), кажется, что едешь по бесконечной пустыне, прерываемой островками городов и поселений.
Иерусалим был всегда, еще в XX веке до н.э. под именем Рушалимум. Евреи появились в нем в XIV веке до н.э., когда он звался Урусалим, а Иерусалиму, Ерушалайму, дожившему до наших дней, - чуть больше трех тысяч лет. Те, кто думают, что причина ожесточенной борьбы за Святую Землю - возникновение государства Израиль, забывают, что Иудея воевала на протяжении всей своей истории. Этот небольшой и по конфигурации неуютный (узкая полоса) кусочек суши в IV в. до н.э. завоевал Александр Македонский, евреи же, никогда не изменявшие своим святыням и обычаям, не могли примириться с превращением Храма, земной резиденции Творца, в святилище Зевса.
В память о чуде, когда Храм был отвоеван у эллинов, каждый год евреи празднуют Хануку, зажигая ханукию - подсвечник для девяти свечей. Не посвященному в иудейскую веру трудно понять суть чуда, как и многое другое в иудаизме, который не претерпевает изменений в течение тысячелетий потому лишь, что категорически отрицает "самодеятельность": как сказано в Торе и Талмуде, так и делают. Потому что верят, что человек не должен и не способен оспаривать законы, продиктованные самим Всевышним. Чудо Хануки заключается в том, что чистого, запечатанного масла (елея) в оскверненном эллинами Храме нашелся всего лишь один пузырек - на один день, а горело оно те восемь дней, которые и требовались для очищения Храма. С большой буквы, потому что для евреев Храм - непререкаемо священное место. За него сражались с вавилонянами - Навуходоносором, который в 597 году до н.э. всё же осадил Иерусалим и разрушил Храм. С тех пор он стал называться Первым Храмом. В 538 г. до н.э. персидский царь Кир издал указ, разрешивший евреям вернуться из вавилонского плена и заново отстроить Храм.
После борьбы с всемогущими эллинами евреи положили многие сотни тысяч единоверцев в борьбе с римлянами, в VII веке Иерусалим был оккупирован халифатом Омара ибн аль-Хаттаба, затем отвоеван крестоносцами, в XVI веке Эрец-Исраэль стал частью Оттоманской империи. И всегда евреев волновало лишь одно: не попасть в рабство, то есть иметь возможность соблюдать свои праздники, субботу (шабат), молиться на Пасху (Песах) в Храме, и чтобы Храм был как таковой и не был осквернен. Евреи исторически привыкли обороняться. Римляне отмечали их чрезвычайную храбрость, они не могли противостоять обученному и хорошо вооруженному римскому войску, но брали хитростью и готовностью умереть. Когда один из римских наместников созвал огромную толпу и сказал, что если они будут удерживать Храм, их всех немедленно убьют, они ответили, что предпочитают смерть. И наместник отступил, но всё же Храм, уже Второй Храм, был разрушен императором Титом. Причем того же числа, что и Первый, 9 ава, это по-нашему июль-август - в Израиле сохранились летосчисление от Адама и свой плавающий лунно-солнечный календарь. Сейчас идет 5764 год.

Журнал Взор.  Иерусалим, Храм Воскресения, картины, фотографии фотобанка, фото природы, пейзажи.

Те, кто ходят в черных шляпах и черных костюмах - ортодоксы, - одеваются так не по предписанию Торы, это траур по разрушенному Храму. Не соблюдающий Тору - отступник, с религиозной точки зрения, и отвергнутое им предназначение часто побуждает его к "богопротивной" деятельности или суперактивности, которая дана ему от природы для служения Всевышнему.
Не поняв этого, невозможно понять Иерусалим, где большинство евреев - ортодоксы, и светские евреи относятся к ним недружелюбно. Они не служат в армии. Из-за них с середины пятницы до вечера субботы (шабат) не проедешь на машине, а городской транспорт в эти сутки не работает, потому что нельзя пользоваться лифтами, зажигать огонь и, соответственно, готовить пищу - короче, масса неудобств. Суббота же (последний день недели по еврейскому календарю, а воскресенье - первый рабочий день) потому священна, что, закончив творение, Всевышний в седьмой день отдыхал, и еврей должен следовать Его примеру. Соблюдение субботы - это и одна из десяти заповедей Моисеевых. В клинике проводится #а#лечение аденомы предстательной железы#/а# у мужчин разного возраста. Если вам необходимо пройти профилактическое обследование, записывайтесь на прием в любое время.
Ортодоксы предпочитают жить своими кварталами или поселениями, самый известный в Иерусалиме - Меа-Шеарим. Им действительно трудно жить "среди людей", поскольку "люди" и одеты неподобающим образом (одежда должна быть закрытой, и женщина может ходить лишь в длинной юбке), и ведут себя так, что за детей (своих) страшно, и из телевизоров доносится то мерзость, то бессмыслица. Ортодокс не должен отвлекаться на безделицы и проводить "впустую" ни минуты. Ортодокс - слово из сегодняшнего обихода (в Израиле светские называют их "черными"), в прежние времена быть евреем и значило - соблюдать Тору и чтить Храм, в основании которого лежит краеугольный камень мироздания.
Храм был построен на горе Мория, ныне называемый Храмовой горой, от него осталась только западная стена, Стена Плача, на иврите Котель, у которой молятся евреи. На месте же самого Храма - золотой Купол над Скалой и мечеть Аль-Акса, построенная в начале VIII века халифом Омаром. Вся гора принадлежит ныне мусульманам, хоть и является частью территории Израиля. Купол над Скалой часто называют "мечетью Омара", что неверно, поскольку мечеть Омара находится внизу, тоже в Старом городе, неподалеку от Храма Гроба Господня. Она печально известна тем, что крестоносцы истребили там огромное количество мусульман.
Старый город имеет два этажа и поделен на четыре квартала - квартал в прямом смысле и есть четверть. Самый маленький - армянский, обнесенный стеной и закрытый для посторонних. Он сформировался во времена турецкого султана Сулеймана Великолепного (XVI век), который обнес город стеной, стоящей и по сей день. Затем - еврейский, еще больше - христианский и самый большой - мусульманский. В христианском квартале - Храм Гроба Господня (он больше известен под таким названием, хотя правильно - Храм Воскресения), масса представительств разных миссий и гостиницы для паломников, но живут здесь исключительно арабы-христиане. А Via Dolorosa - путь, по которому Христос шел на казнь, неся тяжелый крест, лежит и вовсе в мусульманском квартале и целиком усеян лавочками. Приходится проталкиваться в толпе шумных торговцев и туристов, так что никакой тишины и благолепия, принятых в священных местах, здесь нет и в помине. Зато на Храмовой горе мусульмане требуют соблюдать тишину и быть "скромно одетым". На гору израильская полиция пускает туристов лишь изредка, когда может обеспечить их безопасность.
Пройти на площадь перед Стеной Плача можно только через металлоискатель, сумки просвечивают. Естественно, Котель находится в еврейском квартале, отстроенном заново, поскольку он был уничтожен арабами сразу после провозглашения государства Израиль и конца британского мандата. Камни Котеля - самые древние, I в. до н.э., когда царь Ирод полностью перестроил и расширил Второй Храм. Их ровесники - некоторые камни Via Dolorosa, по которым Иисус шел к Голгофе - на ее месте и стоит Храм Воскресения. Правда, Голгофы в Иерусалиме две. Двойственность - закономерное явление в христианстве. Даже церковный календарь у католиков и православных разный, и потому Пасха православная, католическая и еврейская часто отмечаются в разные дни, в то время как "час Сына Человеческого пробил" именно в еврейский Песах.
Официальная Голгофа (слово буквально означает "череп") представляет 8 церквей, в том числе коптскую. Единственные потомки фараонов - это копты - египтяне, принявшие христианство, сам же Египет населяют исключительно арабы. Я завороженно смотрела на настоящих египтян, как на ожившие древние папирусы.

Журнал Взор.  Иерусалим, Храм Воскресения, картины, фотографии фотобанка, фото природы, пейзажи.

Считается, что можно освятить крестик, если поднести его к месту распятия. Люди приносят с собой кучу мелких предметов, чтоб приложить их к животворящему кресту (кусочку креста, на котором был распят Христос), правда, находящемуся под массивной каменной плитой; к камню помазания - к плите, на которую положили снятое с креста тело и, конечно, к самому Гробу, из которого тело исчезло. Согласно священным книгам, человечество в конце времен воскреснет (не все - только праведники), и начнется это воскрешение с долины Иосафата, находящейся у стен Старого города. Там три кладбища - еврейское, мусульманское и христианское, на трех склонах над долиной. Это самые дорогие могилы в мире: примерно 250 тысяч долларов за место. Покупают представители всех трех конфессий, в надежде воскреснуть первыми, но прежде всего - воскреснуть наверняка, даже если не заслужили этого.
Откуда воскрес Христос - всё же знак вопроса. Официально называемая "Могила в саду", в просторечии - Истинная Голгофа принадлежит англичанам, ибо открыл ее в 1882 году англичанин генерал Гордон. Открыл по сумме признаков: римляне никогда не казнили в стенах города, а она, в отличие от официальной, - вне стен города, за Дамасскими воротами. Казнили в местах близ большой дороги, чтоб всем проезжающим и проходящим виден был распятый - в назидание. Рядом с воротами как раз проходит оживленная улица, существовавшая и в I веке. Распят был Христос на скале, похожей на череп, откуда и название - скала Истинной Голгофы на череп похожа. Наконец, похоронен был Иисус в новой трехместной могиле Иосифа Аримафейского, члена Синедриона, сочувствовавшего Христу. Иосиф взял тело, обернул его белой льняной пеленой и "положил в новом своем гробе" (Матфей). "Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого" (Исайя). По мнению англичан, их Голгофа совпадает с библейскими описаниями, даже крест, нацарапанный на внутренней стороне гробницы, сохранился с тех времен. "На том месте, где Он распят, был сад" (Иоанн), а "Могила в саду" тем привлекательнее Храма Гроба Господня, что здесь сад, скала, могила - тихо, благолепно, никаких построек, никакой толпы и торговли. Над могилой - надпись: "Он не здесь. Он вознесся". И рядом лежит плотно закрывавший ее неподъемный камень.
Журнал Взор.  Иерусалим, Храм Воскресения, картины, фотографии фотобанка, фото природы, пейзажи.Тому, что в Иерусалиме остались христианские святыни, мы обязаны крестоносцам. Когда сегодня бен-ладены считают христиан врагами-крестоносцами, они исторически правы. "Цивилизацией" могли стать либо мусульмане, либо христиане. И всё из-за Иерусалима. "Основой" будущей цивилизации стал бы либо Гроб Господень, либо Купол над Скалой, место, с которого Магомет якобы вознесся на своем коне на небо. Христос или Аллах. Еврейский Храм перестал существовать с 70-го года н.э., а "краеугольный камень" остался.
В 1095 году Папа Римский Урбан II призвал католиков Европы освободить из рук мусульман главную христианскую святыню - Гроб Господень, и в 1099 году крестоносцы окружили Иерусалим. Средние века воспринимаются как "провал" только европейцами, поскольку это время арабского расцвета, их интеллектуального, художественного и военного могущества. Европейцы же были варварами, народами периода становления, и задача их была - выжить, окрепнуть, построить ту цивилизацию, которая и стала христианской. Уже в XII веке в Иерусалиме жили в основном европейцы, Купол над Скалой стал Templum Domini - Храмом Господа, Аль-Акса - Храмом Соломона, но торжество длилось недолго, в 1244 году арабы вырезали христиан и разграбили Храм Гроба Господня.
Верующие считают, что процессы земные - отражения небесных. Но кто может представить себе, что за бури бушуют в высших, многомерных мирах? Когда сегодня "исламские экстремисты" требуют реванша и хотят, чтобы мир был подчинен не христианам, а им, они действуют теми же "бесчеловечными" методами, как некогда крестоносцы. Понять можно всех, но решение, скорее всего, найдется на небесах. Кстати, существует уже макет Третьего Храма, он выставлен в еврейском квартале Старого города, и хотя движение в пользу начала строительства Третьего Храма (на Храмовой горе, вестимо) кажется практически неосуществимым, кто знает. Еврейский Иерусалим (его можно датировать 1004 г. до н.э., когда он был захвачен царем Давидом) никогда не пытался завоевать мир. Британия же, прославившаяся как мудрое государство, отказалась от своего мандата над Палестиной по единственной причине. В 1938 году правительство Великобритании признало план раздела Иерусалима на еврейскую и арабскую части "практически неосуществимым", остальные же были исполнены оптимизма. Вероятно, находясь в плену атеистической эйфории, свойственной XX веку. А Иерусалим - город священный: "Сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли" (Захария,12:3).
Белогвардейцы, бежавшие из советской России, - ну как вы думаете, что они взяли с собой в Иерусалим? В это трудно поверить, но они притащили за тридевять земель двадцатипудовый колокол, который ныне украшает Иерусалимскую патриархию.
Со времен крестоносцев существует звание рыцаря Храма Гроба Господня - его были удостоены немногие. В рыцари посвящают мечом Готфрида Бульонского, последним посвященным был Борис Ельцин.
В Иерусалиме хорошо приживаются и "неформальные" религии. Здесь толкиенисты воплотили в жизнь Королевский винзавод и изготовляют напитки по рецептам эльфов. Завод - маленький, виноделы - русские, рецептурой пользуются строго, как написано во "Властелине колец". Я пила "Здравур Иерусалимский", 12 градусов. Чувствовала себя после этого здравурно и думала о том, почему о Иерусалиме никто толком ничего не знает. Только названия, которые никогда не менялись: Масличная гора, Гефсиманский сад, Геенна Огненная (сбоку от долины Иосафата), над ней Поле крови, купленное Иудой Искариотом за пресловутые 30 сребреников. Гора Сион, где Храм Успения Богородицы и могила царя Давида. Находясь в Иерусалиме, попадаешь в столь многослойное прошлое, которое и сквозь века остается животрепещущим, что из него невозможно вычленить простые и однозначные ориентиры, как и оставаться в сугубо земном дискурсе. Потому остается только следить за новостями: теракты-танки-ежедневный подсчет жертв. И подспудно ждать, что однажды придет новость другого порядка, из того, что обещано в Писании.
"И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу, <…> живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному, половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его - едино" (Захария, 14:7-9).

Моя корзина

Товаров, шт.: 0
Стоимость, руб.: 0

Портреты русских писателей и поэтов. Набор открыток 10x15 см
Количество:
Самара. Набор открыток 10x15 см
Количество:
В розовых красках. Гельтс Л. Фото постер А3+
Количество:
Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха
Количество:
Иван Айвазовский. Набор открыток 10x15 см
Количество:
Альбом Самара
Количество:
Свет небесный. В.А. Росов. Этюды о картинах Н.К. Рериха. Альбом
Количество:
Шишкин Иван. Сосны, освещённые солнцем. Этюд. Репродукция B3
Количество:
Красное и белое. Гельтс Л. Фото постер А4+
Количество:
Шишкин Иван. Лесная заводь. Осень. Репродукция B3
Количество: