Журнал Взор. Статьи по культуре, репрортажи, фотографии фотобанка, фото природы, пейзажи, картины, витражи.
0

НЕБО РАЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Ия Юрьева, Москва. Фото: Герман Вестманн, Германия ЭКСПОЗИЦИЯ
Журнал Взор. Витражи.Статьи по культуре, репрортажи, фотографии фотобанка, фото природы, пейзажи, картины.

Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой... лишь большая "роза" фасада, разноцветные стекла которой купались в лучах заката, искрилась в темноте, словно груда алмазов, отбрасывая свой ослепительный блеск на другой конец нефа..

В. Гюго Собор Парижской Богоматери

Среди разнообразных и ярких страниц, написанных человечеством в истории архитектуры, есть одна, о которой чаще всего упоминается вскользь и исключительно в связи с двумя средневековыми стилями - романским и готикой. Между тем без рассмотрения роли и места "божественной красоты цветных стекол" - витражей - в системе мировоззрения рубежа первого и второго тысячелетий нашей эры понимание не только такого явления культуры, как каменное зодчество, но и средневековой философии практически невозможно. Чем же был витраж для наших далеких предков? Какие идеи, помыслы, взгляды выражались с помощью разноцветных стекол? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к истории витража. Традиционно считается, что впервые широко витражи стали использоваться в X - XI вв. н. э. Однако это не совсем верно. Чудесная игра цвета и света на оконных стеклах привлекала взгляды людей и в более раннюю эпоху. Одно несомненно - первооткрывательницей "магических" свойств витражей, автором философских трактовок на основе необычайно глубокого осмысления предназначения окон, заполненных разноцветными, преломляющими солнечный свет стеклами, была церковь. Так, еще в раннехристианских базиликах V-VI вв. предпринимались попытки создания витражей. В то время окна заполнялись тончайшими, прозрачными пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты1. Но в восточном христианстве витражи "не прижились" и были полностью вытеснены более привычными мозаиками и фресками. Напротив, западноевропейская церковь уже в середине I тысячелетия нашей эры оценила достоинства витражей и активно использовала их в декоре соборов и даже отвела им значительное место в теологических трактатах. Основной причиной такой любви к витражу стала его способность окрашивать свет, пропуская его через разноцветные стекла, в различные цвета и создавать тем самым особую эмоциональную атмосферу. Поэтому витражи использовались уже в церковных постройках раннего средневековья. Так, фрагменты одного из самых ранних ныне известных витражей находятся в монастыре Святого Павла (Великобритания) и датируются VII в. н. э. С течением времени остекленные окна все более и более проникали в архитектуру, становясь своеобразной квинтэссенцией средневековой культуры, содержанием которой было восхваление Творца, Девы Марии и позднее всей Священной истории, изложенной в Ветхом и Новом Заветах. В то время собор мыслился как метафора небесного града Иерусалима, а льющийся из витражных окон неземной, "удивительный и непрерывный свет, насыщавший красотой весь интерьер", должен был представлять небесный свод "божественной вселенной".

Журнал Взор. Витражи. Статьи по культуре,  фотографии фотобанка, фото природы, пейзажи, картины

Вместе они символизировали пространство рая, являя его зримый образ верующим на земле. Величественное пространство храма, наполненное искрящимся, мерцающим цветным светом, создавало настроение торжественности и покоя. Тысячи цветных дрожащих бликов преображали интерьер и создавали ощущение нереальности. Плоские витражи, благодаря беспокойным линиям рисунка, звучанию цветовых пятен, силе проникающего света, воспринимались движущимися, живыми. "По уровню воздействия ни один вид монументально-декоративного искусства не мог соперничать с витражами", - признавал известный искусствовед К. Верман и добавлял: "В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать в отношении декоративной эффектности сравнение с этими рядами расписанных стекол". В архитектуре романского стиля (X-XI вв.) наиболее типичным был ансамбль из трех окон, символизирующий Святую Троицу. Первоначально в таких витражах использовался растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры. Примером подобной композиции может служить самый древний полностью сохранившийся витраж с изображениями библейских пророков в кафедральном соборе Аугсбурга (Германия), изготовленный во второй половине XI в. К этому времени окончательно оформилась технология изготовления витражей (сохранившаяся в своих основных чертах до наших дней). Ее описание можно найти в трактате германского монаха Теофила (ок. 1100 г.). Процесс начинался с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивался с поташем, флюсом и известью. Затем стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. В расплавленную массу добавляли окислы металлов, из которых изготавливались краски. В результате получался довольно узкий спектр тонов, а стекло имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придавали средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета. (Кстати, в конце XIX в. знаменитые художники по витражам Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла, создав специальную технику его изготовления и стиль Тиффани). Далее готовые стекла нарезали в соответствии с подготовительным рисунком и набирали на специальном шаблоне, а затем покрывали по цветному фону росписью. Изображение наносилось в несколько приемов. После каждой операции витраж обжигался. Изготовленные подобным образом элементы будущего витража скреплялись между собой "по рисунку" свинцовыми перемычками, заключались в железную раму с внутренней арматурой. При этом не жестко закрепленные в переплетах стекла при сильных порывах ветра издавали чуть слышный перезвон.
Именно в этой технике были выполнены фигуры собора в Кентербери (конец XII - начало XIII вв., Великобритания), большое Распятие собора в Пуатье (середина XII в., Франция), "прекрасные окна" Шартрского собора (середина XII в., Франция)2, а также витражи церкви в Сен-Дени (вторая половина XII в., Франция). В описании последнего из упомянутых храмов, составленном настоятелем аббатства и вдохновителем перестройки главного собора Сугерием, отмечалось, что внутреннее сияние церкви концентрируется в сиянии ее витражей. "Чудесным искусством, щедрыми тратами, природной роскошью сапфиров изукрашены окна...", - писал аббат. В этом тексте, равно как и во многих других средневековых источниках, описывающих религиозную архитектуру, остекленному витражному окну отведено такое место, что кажется, будто он главенствует в соборе, а не подчиняется ему.

Журнал Взор. Витражи. Статьи по культуре,  фотографии фотобанка, фото природы, пейзажи, картины

К началу XIII в., в период расцвета готики, техника изготовления витражей достигла совершенства: при их создании стали использоваться более сложные световые приемы, создающие впечатляющие сюиты из фигур (витраж "Розы3 алхимиков" "Христос и Апостолы", Нотр-Дам, Париж; витражи в соборе Троицы в Вандоме, церкви в Овроне), и технические открытия (ок. 1310 г. парижскими мастерами был изобретен желтый краситель на основе серебра), усиливающие живописные эффекты. Приобретая "яркость и ясность", "омытый вечной зарей, позолоченный целомудренным утром бесконечности", витраж утрачивал свою функциональность - освещение внутреннего пространства - и работал теперь уже на создание настроения. Точнее всего эту функцию витражей выразил Фома Аквинский, писавший, что "мы называем красивыми те предметы, которые окрашены ярким цветом". Иллюстрацией этих слов являются витражи церкви Сент-Шапель (середина XIII в., Париж) и великолепное окно-роза собора в Реймсе, созданное архитектором Бернаром де Суассоном. Функциональную нагрузку этих витражных окон, написанных драгоценными красками, "цветным светом", нельзя определить однозначно. Они были всем одновременно: и иконой, и картиной, и гербом. Они - творение рук профессионалов, которые прорабатывали каждую деталь так, как если бы ее должны были рассматривать вплотную, хотя на самом деле разглядеть все нюансы можно лишь в бинокль.
Со второй половины XIII в. в витражном искусстве намечается некоторый упадок, связанный с появлением в Европе так называемых "Аравийских стеклянных окон". В этих витражах отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень, а в качестве композиционной основы изображения применялись лишь геометрические или растительные узоры, допускаемые исламом в восточных сюжетах. Интерес к сюжетному изображению возвратился лишь в эпоху Возрождения, когда остекленные окна стали представлять из себя объемные копии известных произведений живописи - картин Донателло, А. Дюрера и других художников.
С XVI в. получили распространение небольшие витражи для украшения окон в жилых помещениях. Именно такие витражи описаны Г.- Х. Андерсеном в "Снежной королеве": "Окна были высоко от полу и все из разноцветных - красных, желтых и голубых - стекляшек. От них и сама комната была освещена каким-то удивительным ярким, радужным светом".
В Россию витражи пришли в середине XVII в. "Игрушечный" Теремной дворец Московского Кремля, выстроенный царем Михаилом Федоровичем для наследников престола, удивлял жителей столицы разноцветными слюдяными окошками. Такие же наборные витражные окна, судя по известной гравюре А. Тамма, были и в деревянном Летнем дворце Алексея Михайловича в Коломенском. Но широкую популярность и распространение в России витражи получили только начиная с эпохи Петра I, когда, так же как и в Европе, их стали устанавливать в церквях. Подлинными шедеврами русского витражного искусства по праву считаются остекленные окна Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Популярный портал Bezoplat.Net. Скачать обучающее видео Методы борьбы со ржавчиной на автомобиле. , обои, музыку, а также все об авто, книги и журналы.
На рубеже XIX-ХХ вв., в пору расцвета стиля модерн, витражи стали широко применять для декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов. В этом своеобразном жанре плодотворно работали известные художники: во Франции - Ф. Леже, А. Матисс, в России - П. Корин, М. Врубель...

Моя корзина

Товаров, шт.: 0
Стоимость, руб.: 0

100 работ из музея Николая Рериха в Нью-Йорке
Количество:
Альбом Самара
Количество:
Смирнов-Русецкий Борис. Белуха. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Рерих Николай. Озеро Нагов. Кашмир. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Шишкин Иван. Дубки. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Первый советский военный внедорожник. Пашолок Ю., Иванов П. Альбом
Количество:
Постер для интерьера. Парусник трехмачтовый в море. Репродукция A4 (ц)
Количество:
За Землю Русскую! Историческая живопись Евгения Емельянова. Альбом
Количество:
Николай Фешин. Набор открыток 10x15 см
Количество:
Куинджи Архип. Волны. Репродукция A3 (ц)
Количество: