ПЛАНЕТА ВАЛААМ* |
ПЕРВОЗДАННОЕ |
Петр Крылов, Екатерина Воякина, Санкт-Петербург. Фотографии Сергея Ткаченко.Москва |
Из подсознательной тяги к клише хочется написать что-нибудь вроде: "Если
еще в конце XIX века поездка на Валаам была серьезным и не всегда - из-за частых
и неожиданных ладожских штормов - безопасным путешествием, то теперь, в начале
нового тысячелетия, попасть на остров проще простого". Ан нет, не так уж
и просто, даже в разгар летнего сезона. Чтобы добраться до острова "общественным
транспортом", нужно трястись в поезде до карельского города Сортавалы,
а там пересесть на рейсовый "Омик" озерный "москвич". Из
Петербурга на Валаам ходят только туристические теплоходы. Можно, конечно, купить
тур - подавляющее большинство так и делает. Пароход отходит вечером, утром вы
на острове, а потом дневная экскурсия по "главным достопримечательностям
и - назад. Наряду с обычными светскими рейсами Валаамское подворье в Петербурге
в дни больших церковных праздников устраивает специальные, паломнические.
Про зиму и говорить нечего. "Омик" - не ледокол, хотя иногда, в конце
сезона, пытается уверить себя и пассажиров в обратном. Потом - только вертолет.
Читатель, вероятно, примерно представляет, сколько стоит минута "вертолетного
времени". И не удивится, что на протяжении последнего десятилетия Валаам
часто и надолго оставался изолированным от большой земли. Полки магазинов пустели,
крупы и килька в томате - весь ассортимент, напоминал о, казалось бы, безвозвратно
ушедшем в прошлое развитом социализме. Зарплату жителям тоже не привозили, и
продажа оставшихся продуктов в долг становилась обычным делом.
Но, допустим, вам хочется побыть на острове подольше. Летом есть еще одна возможность:
перед отходом теплохода из Петербурга найти старпома и объяснить ситуацию. Если
повезет, за умеренную плату вы получите ключ от пустой каюты. В середине девяностых,
в период экономической растерянности, это было сравнительно просто - теплоходы
ходили полупустые. Теперь ситуация изменилась, и редкий день у причала в Большой
Никоновской бухте не швартуются друг к другу три-четыре "борта". Спрос
на Валаам вырос, пустых кают практически не стало.
История Валаама, как тугая девичья коса, сплетена из преданий и легенд. Небольшая
ленточка, вплетенная в ее конец, - это факты двух-трех последних веков.
В первом же веке нашей эры по пути из варяг в греки Святой апостол Андрей Первозванный
посетил Валаам и осенил его крестом. Хотя еще в XVIII столетии историки считали
это "благочестивой сказкой", предание живо. Другая монастырская легенда
гласит о том, что в древности на Валааме было капище Велеса (Волоса, Ваала -
отсюда-де и название острова) и Перуна, которым приносили жертвы местные язычники.
И не так уж важно, что живущие по берегам Ладоги карелы поклонялись совсем иным
божествам.
Кто и когда основал Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь? Казалось,
хотя бы на первую половину вопроса ответ прост - Преподобные Сергий и Герман,
валаамские чудотворцы, перенесенные, по преданию, на остров на отколовшейся
от берега каменной плите. Но сведения о них легендарны, жития не сохранились,
а в публикациях последних лет стали появляться и иные имена, например, Ефрема,
будущего основателя Перекомского монастыря.
Про дату основания бесконечно спорят историки, как светские, так и церковные.
По разным версиям она меняется от X века (что делает Валаамский монастырь чуть
ли не самым древним на Руси) до конца XIV века. Уже к XV-XVI векам монастырь
стал широко известен на Руси. Его уважительно называли "Честною и великою
Лаврою", "Северным Афоном".
На Святом острове есть известная пещера. Сначала она почиталась как место отшельничества
основателей - Святых Сергия и Германа. Но позднее стала связываться с именем
Святого Александра Свирского (в его честь в середине XIX века там был основан
скит и построена церковь, недавно, увы, сгоревшая). А историки-скептики утверждают,
что пещера была искусственно создана в конце XVIII века - своего рода дань "пещерной
традиции" раннего христианства. Кто прав?
В более поздней истории острова много любопытного. Так, в начале XVIII века,
якобы по указу Петра Великого, начинается восстановление монастыря (так написано
практически во всех книгах). Но ни начавшееся вскоре разбирательство в Священном
Синоде, ни дальнейшие изыскания ученых такого указа Петра не обнаружили.
Рациональное объяснение мифологизации валаамской истории просто и понятно. Валаам
всегда был заставой на границе славянско-православного и скандинавско-лютеранского
миров; и судьба его была переменчива. Расцветший к середине XVI века, в 1578
году монастырь подвергся нападению шведов, истребивших часть братии, а еще через
три года "мор изморша валаамских старцев и слуг". Потом монастырь
восстанавливают, но в 1611 году все постройки, в том числе и монастырская библиотека,
вновь поджигаются шведским отрядом. Через сто лет - в 1715 году, при Петре I,
- монастырь восстанавливают, пока в 1754 году пожар опять не уничтожает всё
собранное и отстроенное.
Но монастырь восстал, и достиг наибольшего расцвета в XIX веке. Тогда же ученики
великого старца Паисия Величковского возродили на Валааме старчество. Большую
любовь к обители имел святитель Игнатий (Брянчанинов), не раз ее посещавший.
Про перипетии века двадцатого и говорить не приходится - они еще живы в памяти
народной. С возвращением острова Советской России в 1940 году все валаамские
монахи перебираются в основанный в Финляндии Новый Валаам, унося с собой то,
что осталось от монастырского архива. После войны на острове устраивают дом-интернат
для инвалидов войны и престарелых. С 1979 года остров получает статус музея-заповедника,
а в 1989-м на Валаам возвратились первые шесть иноков для возрождения монастыря.
Казалось бы теперь… Но история повторяется. В 1991 году в сильный шторм кораблик
музея "Николай Рерих" бросился на помощь тонущему рыбацкому судну.
Судно удалось спасти, из людей тоже никто не пострадал, а вот сам "Рерих"
затонул. Затонул вместе с архивом музея, погруженным на него для вывоза на материк.
Возникает ощущение, что гибель всех письменных свидетельств при каждом очередном
повороте событий, какое-то мистическое условие существования Валаама.
Не удивительно, что история острова всегда основывалась на изустной традиции,
передававшейся от одного поколения монахов к другому, а в последнее время -
от одного экскурсовода к другому. Но стоит ли сожалеть, что турист, сошедший
с теплохода, увезет с собой венок из местных легенд и преданий? Так ли это плохо,
как кажется на первый взгляд?
"Мир держится тайной. Понятным становится, почему на Валааме человеческая
природа в ее высших проявлениях, в частности, в творчестве, достигает предельного
напряжения, - писал Николай Рерих. В том, надо понимать, смысле, что мир держится
тайной, но мир валаамский - в особенности, как нигде.
Этому есть вполне конкретные подтверждения.
Одно из озер острова испокон веку называлось озером Страха или, по-фински, Хирмулампи
- Ужасным. Чем оно пугало обитателей здешних мест, откуда сочился и чем поражал
попавшего на его берега путника древний ужас, сейчас уже неведомо. Но дело зашло
далеко, монахам пришлось вмешаться и всерьез заняться изгнанием озерных бесов,
а на высоком берегу над озером установить крест. Он стоит и поныне, а озеро
с тех пор называется Крестовым. Мера, надо сказать, оказалась вполне действенной
- никаких непорядков на озере больше не наблюдалось. Но ведь было же что-то?
*Планета Валаам - выражение Святителя Игнатия Брянчанинова.
все
Продукция Издательского дома "Агни" пользуется вниманием первых лиц государства: |
В ПРОДАЖЕ появился второй том уникального издания, посвященный творчеству Николая Константиновича Рериха (1874-1947).
Подробнее...