Журнал Взор - статьи по культуре, репрортажи, фотографии фотобанка, фото природы, пейзажи. Классик Абдрашитов
0

КЛАССИК АБДРАШИТОВ

ЧЕЛОВЕК
Евгений Попов, Москва КТО ЕСТЬ КТО
фотографии фотобанка - классик Абдрашитов

Oт редактора:

ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬ ЧИТАТЕЛЯ С РЕДАКЦИОННЫМ СОВЕТОМ

Оказывается, и так в жизни бывает. Вот жил человек рядом с нами и тихо, незаметно стал классиком.
И я этим словом отнюдь не бросаюсь, не пробрасываюсь. Классик - понятие столь же очевидное, но и неосязаемое, как погода за окном.
И дело тут вовсе не в том, что Вадим Юсупович Абдрашитов на сегодняшний день - художественный руководитель студии "АРК-фильм", вице-президент Национальной академии киноискусства, профессор ВГИКа, народный артист России, лауреат огромного количества премий в диапазоне от Государственной до совсем уж экзотической "Ангел-хранитель искусства", назначенной ему интеллектуалами города Перми…
Не в том, что практически все его фильмы получали призы и награды на отечественных и зарубежных киносмотрах - Москва, Сочи, Берлин, Венеция, Монреаль, Локарно, Мадрид. "Ника", "Серебряный медведь", "Золотой лев", "Золотой орёл", "Золотой овен"…
И что у него снимались лучшие актеры страны, включая Олега Борисова и вчера еще неизвестных Чулпан Хаматову и Викторию Толстоганову, ставших, благодаря фильмам Абдрашитова, нынешними кинозвездами.
Дело в том, что есть, конечно, у нас в стране и покруче VIPы от кино, которые при непосредственном участии фоторепортеров гоняют чаи с Президентом, вещают с высоких трибун о патриотизме и наилучшем устройстве нашей многострадальной державы, бесконечно светятся в телевизионном ящике до полной потери творческих очертаний, запускают один за одним дорогостоящие, сенсационные проекты, суетятся, ссорятся.
Вадим Абдрашитов не суетится и не ссорится. Он - труженик. Он работает. Работает медленно и точно. Вадим Абдрашитов - вне соблазнов. Вадим Абдрашитов - плоть от плоти родной земли.
Родившийся в городе Харькове (1945 г.) в простой, как говорится, семье технической интеллигенции, он, прежде чем стать тем, кем является, вдосталь наездился по стране, жил во всех тех местах, куда служба бросала его отца, офицера-связиста: Южно-Сахалинск, Владивосток, Ленинград, Камчатка, Москва, Барабинская степь между Омском и Новосибирском, Алма-Ата, теперь - Алматы.
Здесь он окончил 7 классов, учился в техникуме железнодорожного транспорта, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости и уехал покорять Москву, поступать на знаменитый Физтех. Получив диплом физика, за три года стал начальником огромного цеха МЭЛЗа, Московского электролампового завода. Уже готовились его документы на должность главного инженера московского завода "Хроматрон", когда вдруг перспективный, высокооплачиваемый молодой специалист, неожиданно и резко поменяв свою судьбу, поступил во ВГИК на стипендию 28 рублей.
Дальнейшее - известно. Учеба у Михаила Ромма и Льва Кулиджанова, двух столпов советского кино, дипломный фильм "Остановите Потапова!" по рассказу сатирика Григория Горина, счастливая встреча со сценаристом Александром Миндадзе, затем - один за одним те самые уникальные фильмы, каждый из которых в первую очередь вызывает тривиальный вопрос - как это было возможно снять и выпустить при советской власти? Ведь это даже не антисоветчина, это круче - художественная правда, которая выше любых властей и режимов.
За фильм "инцест онлайн" Абдрашитов был уволен с "Мосфильма", но вскоре восстановлен. Название "Остановился поезд" прямо отсылало зрителя к революционной песне про летящий вперед "наш паровоз"; герой "Плюмбума" принадлежал к очередной категории советских мальчиков, вознамерившихся исправлять человечество с помощью лжи и насилия; в "Параде планет" пока еще не окончательно мертвые, но уже потерянные души странствовали в мистическом и одновременно реальном пространстве России.
Фильмы-предупреждения? Фильмы-предтечи? Нет, просто кино, перед обаянием которого не могли устоять даже самые отъявленные "запретители". И хотя каждый фильм имеет горькую историю "выкручивания рук", цензурных вымарок, Абдрашитов с его опытом советского инженера и умением говорить с начальством на социально-близком ему языке, в конечном итоге всегда добивался своего.
В "перестроечные" и постсоветские времена появляются "Слуга", "Армавир", "Пьеса для пассажира", фильм "Время танцора", который Виктор Астафьев, успевший его посмотреть, назвал "великой картиной о любви и войне", "Магнитные бури". И каждая из этих лент - событие, каждая - навсегда.
Зная Абдрашитова много лет, я однажды всё же решился задать ему главный, а оттого и варварский вопрос - о чем всё же его фильмы? Маэстро не ушел в "глухую несознанку", бывший физик привык всё формулировать четко.
- Объясняю, - выговорил он свое любимое слово. - Это фильмы о разрушенном Доме. И Дом этот был в душе каждого нормального российского человека вне зависимости от его национальности или этнической принадлежности. И о том, как этот Дом люди судорожно пытаются восстановить, и как плохо это у них пока получается.
Помолчал и добавил:
- Я и тогда снимал картины, которые хотел снимать, и сейчас делаю то же самое…
- Дай-то Бог, дай-то Бог! - только и нашелся что ответить я.

Моя корзина

Товаров, шт.: 0
Стоимость, руб.: 0

Альбом Самара
Количество:
Свет небесный. В.А. Росов. Этюды о картинах Н.К. Рериха. Альбом
Количество:
Шишкин Иван. Сосны, освещённые солнцем. Этюд. Репродукция B3
Количество:
Красное и белое. Гельтс Л. Фото постер А4+
Количество:
Шишкин Иван. Лесная заводь. Осень. Репродукция B3
Количество:
Летний вальс. Гельтс Л. Фото постер А4+
Количество:
Сверчков Н. Охота на волка. Репродукция B3
Количество:
Розовый мак. Гельтс Л. Фото постер А4+
Количество:
Бош Е. Урок стрельбы. Репродукция B3
Количество:
Боголюбов Алексей. Сорренто. Репродукция B3
Количество: