НАТЮРМОРТ |
ЦИВИЛИЗАЦИЯ |
Юлия Юмашева | МУЗЕИ И ХУДОЖНИКИ |
...Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр, ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательнее смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт - ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись; любоваться изображением картины, его красотой, силой, глубиной...
И.С. Болотина
Человек живет в мире вещей - это непреложная истина, и, казалось бы, поэтому одним из самых <старых> жанров в живописи должен быть натюрморт. Русское изобразительное искусство, однако, его история говорят, что все совершенно иначе...
Конечно, различные предметы художники изображали всегда, но как самостоятельный живописный жанр натюрморт появился в России лишь в послепетровскую эпоху, в середине XVIII века, отражая познавательный пафос времени,
стремление показать прекрасное в малом и обыденном.
Период его формирования и становления затянулся почти на полтора последующих столетия, в течение которых жанр то привлекал к себе внимание живописцев, то совершенно забывался ими. До конца XIX века натюрморт считался жанром второстепенным и незначительным, в русле которого работали немногие. Однако среди этих живописцев особого упоминания заслуживают имена
выдающихся мастеров: Ф.П. Толстого, С.Ф. Щедрина, И.Т. Хруцкого, В.А. Серебрякова, В.Д. Сверчкова.
Подлинный расцвет натюрморта, его утверждение и распространение в России в качестве самостоятельного жанра живописи произошли лишь на рубеже XIX и XX веков. К этому времени на российской почве натюрморт приобрел уже собственные традиции, выработал систему образов и смог выступить даже в качестве жанра-программы, выражавшей мировосприятие целого
художественного объединения (<Бубновый валет>). Столь разительные перемены, произошедшие в судьбе <второстепенного> жанра, явились следствием изменений, происходивших в русской живописи в целом. Их существо заключалось в появлении у художников интереса к ПРЕДМЕТУ со всеми его разнообразными пластическими и конструктивными свойствами. Пристальное внимание к возможностям цвета, фактуры, линии,
к соотношениям световых и цветовых пятен и фона в конечном итоге привело живописцев к переосмыслению зрелищной красоты вещей и обогащению форм их изображения. Красота реальности и красота вымысла сливались в картинах-натюрмортах в одно неразделимое целое.
Художники как бы заново открыли для себя в старом жанре неповторимые и неисчерпаемые возможности отражения бытия, передачи вещного облика эпохи, и, как они сами говаривали, стала происходить <натюрмортизация> живописи, то есть картины художников, созданные в жанре натюрморта, начали
определять облик русского искусства начала XX века.
1910-е годы были <десятилетием натюрморта>. Впервые за всю историю русского искусства этот жанр получил полное признание у ведущих живописцев, входивших в крупнейшие художественные объединения: <Союз русских художников> (П.И. Петровичев), <Мир искусства> (К.С. Петров-Водкин, Б.И. Анисфельд), <Бубновый валет> (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн). Многие из них обращались
к натюрморту и в последующие годы своего творчества, но никогда уже более этот жанр не был столь популярен...
все
Продукция Издательского дома "Агни" пользуется вниманием первых лиц государства: |
В ПРОДАЖЕ появился второй том уникального издания, посвященный творчеству Николая Константиновича Рериха (1874-1947).
Подробнее...