Журнал Взор - статьи по культуре и искусству, фотографии фотобанка. Победа над фашизмом, вторая мировая, герои
0

БРИТАНСКИЙ МАРАСЬЕВ ИЗ КРОНВИЛЛА

ЧЕЛОВЕК
Петр Власов ПОДВИГ
фотографии фотобанка -  победа над фашизмом, вторая мировая война, герои

Победа над фашизмом во Второй мировой войне была достигнута неимоверными усилиями людей многих национальностей. Однако мы почти ничего не знаем о героях других армий. А ведь и у наших союзников были свои панфиловцы, Гастелло и Маресьевы. Об одном из них - британском Маресьеве - Дагласе Бэйдере - и пойдет речь.

Летом 1931 года в Гендоне состоялись показательные соревнования между истребительными эскадронами ВВС Великобритании - король хотел знать, кто из пилотов лучший... Эти соревнования превратились в большой праздник: на них присутствовало 175 тысяч зрителей! Один за другим следовали номера воздушной акробатики, индивидуальные полеты, в которых каждый пилот мог показать личное мастерство... Это Яркое зрелище напоминало средневековые рыцарские турниры, когда вся Англия собиралась посмотреть на своих героев и защитников, на тех, кому в случае войны предстояло умереть за свою родину...
На следующий день страницы "Таймс" были полны хвалебных отзывов и фотографий: "23-й эскадрон - наш лучший эскадрон! Первое место в воздушной акробатике занял молодой пилот 23-го эскадрона Даглас Бэйдер!"
Выпускник Кронвиллской авиашколы, Даглас Бэйдер, которого друзья называли просто Дагги, был сыном героя-авиатора Первой мировой войны, скончавшегося от ран. Он был молод и честолюбив, принадлежал к аристократическому роду. Теперь, после победы в Гендоне, перед Дагги открывалась перспектива головокружительной карьеры. Даглас был горд. Но тогда он еще не знал, что летать ему оставалось очень недолго - впереди его уже подстерегала беда...
В декабре 1931 года 23-й эскадрон получил новые истребители - "Бристоль- Бульдог". Дагги был в числе первых, поднявшихся в небо на новинке. Самолет сразу показался Дагласу довольно тяжелым в управлении. "Ничего, освоимся!" - и Бэйдер перевел машину в пике, чтобы выхватить ее из падения над самой землей. Это был любимый маневр Дагласа, он сто раз выполнял его на старой машине. Но новичок повел себя совершенно иначе. Дагги дал педаль и рванул штурвал на себя, а "Булли" по-прежнему тяжело скользил вниз, лениво кренясь на крыло... Самолет на развороте просел больше обычного, чиркнул консолью левого крыла по земле, клюнул носом и с грохотом закувыркался по траве! Сорванный мотор, изломанные крылья, обломки развалившегося фюзеляжа... Через секунду вместо красавца-самолета на земле лежала куча обломков!..
Дагги остался жив чудом: врачи собрали его буквально по частям. Но вот ноги... Они превратились в такое месиво, что у докторов не оставалось выбора - их пришлось ампутировать. Одну ниже, а другую выше колена... Это было крушением всех планов, крушением всех надежд. Жизнь только начинается - и уже закончена?! Молодой сильный парень - и на всю оставшуюся жизнь прикован к койке?!
Было от чего впасть в отчаяние, было от чего сходить с ума... Вокруг столько людей, искренне желающих помочь... А в душе только чувство одиночества и безысходность... Единственное, что поддерживало, что не давало Дагласу завыть волком и биться головой о стену, - это чудесное видение, несколько раз в день появлявшееся в палате и приносившее с собой маленькую надежду... Студентка. Будущий врач, проходящий практику в больнице. Глория...
Не сразу, но стала появляться на лице улыбка, он начал разговаривать с людьми. Он успокаивал плачущую маму, он строил с дядей Сирилом планы на будущее, он понимающе подмигивал своим друзьям-летчикам, оглядывавшимся на каждую проходящую мимо медсестру... Бэйдер оживал. Оживал благодаря Глории. Она вселила в него надежду на то, что человек обязательно добьется своего, если только очень хотеть и верить. Он решил сделать то, на что никто его уже не считал способным... Именно Глория заронила в Дагги мысль, что он еще полетит!
И Бэйдер начал тренироваться. Он изнурял себя физическими упражнениями, чтобы его истерзанные мышцы снова стали гибкими и сильными. Потом он встал на специально заказанные для него протезы. Даглас заново учился ходить: взвывая от боли, смахивая выступающие на глаза слезы, но - ходил! А рядом всегда была готовая подать руку и поддержать Глория...
Шло время. Даглас уже хорошо держался на протезах - если не присматриваться к его прыгающей походке, то можно и не заметить, что перед тобой калека. А Дагги себя калекой больше не считал. Он играл на протезах в теннис, плавал, танцевал... И рвался в Кенли, на свой аэродром.
Летчики 23-го эскадрона встретили Бэйдера бурными приветствиями. Вырвавшись из дружеских объятий, Даглас отвел в сторонку своего командира Харри Дэя:
- Харри! Помоги мне... слетать! Хоть просто по кругу... Но я должен лететь - сам!
Харри был потрясен. Он понимал, что сейчас проверяется их дружба. Нужно дать Дагги возможность поверить в себя... € "Авро-504" поднялся в воздух. Конечно, это был простейший самолет, которым мог бы управлять и школьник, но это был настоящий самолет, и полет был настоящим. Дагги глотал слезы счастья - он вел машину, он управлял ею, и она слушалась его, дьявол ее побери!
Пару раз, когда машина чуть не вышла из-под контроля, Харри Дэй перехватывал управление, но потом вновь отдавал его Бэйдеру - Дагги сносно справлялся с "Авро". Правда, вел он его, словно новичок в первом своем полете, но ведь вел - без ног, с неуклюжими протезами...
После посадки Харри схватил Дагласа за рукав и поволок прямо к командиру эскадрона:
- Он может летать! - орал потрясенный Дэй. - Он только что управлял самолетом! Отзовите документы на списание со службы, он еще будет летчиком!
Но медкомиссия и командование Королевских ВВС были неумолимы: калеку к самолету допускать нельзя. И Дагги списали подчистую! Но 22-летний пенсионер не унывал: теперь он знал себе цену, теперь он точно знал, что рано или поздно полетит вновь... Однако цену себе знал не только он. Цену Дагласу Бэйдеру знала еще одна очень важная для него особа - Глория. Молодая жена... Женщина, решившая идти рядом с Дагласом всю жизнь... Демобилизованный Бэйдер поступил на службу в нефтяной концерн "Шелл".

фотографии фотобанка -  победа над фашизмом, вторая мировая война, герои

3 сентебря 1939 года ‚ Великобритания вступила во Вторую мировую войну. Была объявлена полная мобилизация. Даглас выстоял длинную очередь в призывном пункте и подошел к усталому, измотанному офицеру:
- Даглас Бэйдер. Бывший пилот-истребитель Королевских ВВС.
- Хорошо. Истребители нужны нам как воздух! Ваше приписное свидетельство...
- У меня его нет.
- Ну тогда давайте то, что у вас есть. Удостоверение пилота, медицинскую карточку...
Бегло пролетев глазами бумаги Дагги, вдруг словно споткнулся: его брови удивленно взлетели вверх, глаза негодующе уперлись в Бэйдера.
- Вы что мне голову морочите?.. Вы же калека! Вы не то что в истребительную авиацию, вы даже в обоз не годитесь! Отправляйтесь домой и забудьте о службе...
Даглас наклонился к самому лицу офицера:
- Слушай, лейтенант... Мне тоже не до шуток! Моя страна в войне. Я - летчик, я могу принести пользу. У меня дядя - начальник Апевонской авиашколы. Он возьмет меня инструктором. А освободившийся инструктор отправится на фронт - Англия получит еще одного опытного истребителя! ‚ школе я обучу новичков и за полгода дам стране пару десятков летчиков. Так ли уж я никуда не гожусь?..
Офицер внимательно рассматривал этого странного человека. Это же против всех законов армии... А может, он действительно принесет пользу стране?..
- Сэр... Я не уполномочен решать такие вопросы, но попытаюсь уговорить начальство.
И лейтенант Даглас Бэйдер стал инструктором Апевонской авиашколы. Дагги летал очень много: едва рассветало, он был уже в воздухе и начинал гонять своих "мальчишек". А вечером, когда курсанты отправлялись в казармы, Даглас, наскоро проглотив сэндвич и чашку кофе, вновь влезал в кабину "харрикейна", поднимался в небо и летал, летал... " Дагги созрела сумасшедшая идея вернуться в боевой строй, стать летчиком-истребителем!
И он добился своего: весной 1940 года старший лейтенант Даглас Ѓэйдер стал командиром звена в 222-м эскадроне. Немецкие части ворвались в нейтральную Бельгию и через ее территорию во Францию - в обход неприступной линии Мажино, на которую так надеялись французы... "Пантеры" Гудериана неожиданно для всех повернули к Ла-Маншу. Стальной танковый клинок немцев взрезал стык французской армии и британского экспедиционного корпуса и вышел к Дюнкерку, зажав в страшном котле 40 английских, французских и бельгийских дивизий - около полумиллиона человек! Произошла Дюнкеркская трагедия: под огнем германской артиллерии, под бомбами и пулями немецких самолетов англичане пытались вывезти из котла попавших в окружение союзнических солдат. Вот тогда-то Дагги и вступил в первую в своей жизни настоящую "собачью свалку"!
Его звено подошло к затянутому огромным дымным облаком горящему городу. Над этой черной тучей в смертельной карусели крутились немецкие "мессершмитты" и британские "спитфайры". Бэйдер с жаром ворвался в бой. ‚ глазах замелькали фюзеляжи, крылья, прозрачные нимбы бешено вращавшихся винтов, черные кресты, трехцветные круглые кокарды... Даглас "виражил" за немцем, вгоняя его в сетку прицела. Огненный ковер трассирующих пуль метнулся вперед и уперся в хвост "мессершмитта". От "сто девятого" отрывались целые куски, но он - словно заговоренный - продолжал держаться в воздухе. Секунда, другая... И "мессер" вспыхнул, превратился в летящий по небу костер... Довольный Бэйдер оглянулся на своих ведомых: ну, видели, как я его?.. И тут откуда-то снизу сверкнула короткая, словно кинжал, трасса. Она хлестнула по брюху "спита" его левого ведомого, и тот взорвался, мгновенно превратившись в яркий огненный клубок. А мимо Бэйдера вверх стремительно пронесся "мессершмитт", пронесся так близко, что Дагги хорошо различил нарисованную на его борту мышь с сигарой в зубах...
В июне 1940 года Франция капитулировала. Фюрер считал, что война почти закончена. Но это было не так: разъяренный британский лев встал на дыбы. Король Великобритании и премьер-министр Уинстон Черчилль единодушно заявили, что Англия не сдастся, а будет сражаться до конца! Стране предстояла великая битва за Британию, ставшая болью и гордостью англичан...
Именно тогда Дагласа Бэйдера назначили командиром 242-го канадского эскадрона, почти полностью уничтоженного под Парижем. Оставшиеся в живых летчики были деморализованы и отказывались от дальнейшего участия в боях. Даглас смотрел на стоявшую перед ним жиденькую цепочку летчиков. Каждый из них сейчас был ценнее, чем десяток необстрелянных новичков. Они - уже готовые бойцы, нужно лишь пробудить их воинственный дух, раздуть тлеющую злость в яркое пламя ненависти к врагу. Но как это сделать?
Бэйдер, ни слова не говоря, влез в кабину "харрикейна" и пошел на взлет. Развернувшись, он выдал на сверхмалой высоте целый каскад сногсшибательных фигур высшего пилотажа. Четко приземлившись, Дагги спрыгнул на землю:
- Вот так мы и будем воевать...
- Все одно нас побьют! - хмуро отозвался из строя один из канадцев. - "У них такие летчики... Нам подобная выучка и не снилась...
- Да, летчики у них прекрасные... - согласился Бэйдер. И мгновение подумав, вдруг вздернул вверх штанины своего летного комбинезона. - А такие летчики у них есть?
- ...твою мать! - простонал опешивший строй.
- Вот именно! - подтвердил Дагги. - А теперь вольно. Перерыв десять минут. Кто считает себя слабаком, пусть несет рапорт об отчислении, я его подпишу. Остальным собраться у "харрикейна", начнем работать.

фотографии фотобанка -  победа над фашизмом, вторая мировая война, герои

За эти десять минут в кабинет Дагласа не вошел ни один человек. Когда же Ѓэйдер вышел из канцелярии и подошел к "харрикейну", весь эскадрон в полном составе сидел на траве перед открытым капотом истребителя.
- Благодарю вас, джентльмены,
- чуть склонил голову, пересеченную аккуратным пробором, Дагги. - С такими героями, как вы, мы еще дадим Гитлеру ха-а-рошего пинка! Это так же верно, как дважды два четыре.
Следующее утро преподнесло Дагги неожиданный сюрприз: выйдя из казармы, Бэйдер обнаружил на капоте своего командирского "харрикейна" рисунок: летный сапог, на котором было выведено "2х2", давал пинка под зад самому Гитлеру!..
В конце июля над Англией разгорелась масштабная воздушная битва. Сотни немецких бомбардировщиков каждый день пересекали Ла-Манш и вторгались в британское воздушное пространство. А навстречу германцам с берегов Туманного Альбиона взлетали построенные устаревшими тройками английские истребительные эскадроны - взлетали лишь для того, чтобы вновь и вновь терпеть поражение. Каждый день над зелеными холмами и густонаселенными городами Англии взвихривались десятки воздушных боев. Потери британских летчиков были ужасающи. Но из глубин Британии на прибрежные аэродромы поступали новые самолеты; из летных училищ на смену погибшим приходили новые летчики. Налетав всего 4-6 часов, умея совершать только взлет и посадку, эти еще не начавшие бриться мальчишки смело поднимались в воздух - чтобы погибнуть за родину! Премьер-министр Уинстон Черчилль дни и ночи проводил на командном пункте истребителей у маршала Хьюго Даунинга. Он даже спал там, чтобы в любую минуту держать под контролем ситуацию в небе. Король Великобритании вместе с жителЯми Лондона принимал участие в разборке разрушенных домов и спасения погребенных под руинами людей...
В разгар этой великой битвы, когда судьба Англии висела на волоске, в заваленный картами и сводками потерь кабинет маршала Лайга Меллори без спроса ввалился пропахший маслом и бензином Даглас Бэйдер.
- Сэр, я понял, почему боши нас бьют! Они идут на нас целыми дивизиями, действия их полков заранее четко скоординированы, а чем встречаем их мы? Звеньями, которые не имеют между собой связи и дерутся по принципу "Каждый за себя и Бог за всех"! Я предлагаю объединить несколько эскадронов в одно, более крупное соединение - истребительное крыло. У этого крыла будет единое командование, которое во время боя прямо на месте решит, когда и где вводить в бой резерв. Стянув истребителей всего района в один мощный кулак, мы лишим врага его численного превосходства на направлении главного удара. Измотаем противника затяжными боями - не бесконечный же у него на борту запас топлива - и дело сделано!..
На следующий день резкий телефонный звонок подбросил Дагласа с постели. Бэйдер схватил трубку и тут же, прижав ее плечом к уху, стал пристегивать к ногам протезы.
- Капитан, боевая тревога! - протрещал в трубке голос маршала Меллори. - Большая группа самолетов идет на Лондон. Все силы стягиваем туда. Сегодня вы командуете всеми эскадронами, которые будут прикрывать столицу. Доказывайте свою идею делом...
"Пинок фюреру" поднялся в полыхающее небо и пошел на юг, а за ним, словно журавли за вожаком, потянулись "харрикейны" остальных ноттингемских эскадронов. Уже над Лондоном Даглас бросил на врага свой первый эскадрон. Не успели "харрикейны" приблизиться к немецким бомбардировщикам, как на них гурьбой накинулись "мессершмитты". В небе взвихрилась яростная битва. И бочком-бочком мимо стали протискиваться к Лондону стайки "хейнкелей" и "юнкерсов". Однако не тут-то было: прямо перед бомбардировщиками вырос второй эскадрон "харрикейнов", а сзади из-за облаков на них свалился третий! Попавшие в клещи немцы заметались, рассыпаясь на звенья, потом - на отдельные самолеты, но уйти им не удалось. Вокруг неповоротливых бомбовозов шершнями вились британские истребители, и от их смертельных "укусов" то один, то другой германец вспыхивал и камнем валился на землю.
Дагги не участвовал в этой "свалке". Вместе с ведомым Ричардом Корком он кружил под облаками, наблюдал за избиением, учиненным его ребятами, прослушивал сообщения с радаров о появлении новых групп противника. В резерве у Бэйдера оставался еще один эскадрон, и он не собирался расходовать его напрасно.
- Новые бомбовозы справа, - предупредил Бэйдера Корк.
- Канадцы, вперед!
242-й эскадрон набрал скорость и тесным строем пошел на врага. Но еще до того, как канадцы обрушились на немцев, случилось то, чего так долго ждал Дагги: "мессершмитты" прикрытия один за другим начали выходить из боя - у них кончалось горючее! Эфир сотряс многоголосый радостный рев:
- Боши бегут! Ѓей их, ребята!
Оставшиеся без прикрытия бомбардировщики стали разворачиваться назад, беспорядочно сбрасывая бомбы в чистое поле, а за ними гнались канадцы, южноафриканцы, англичане... Все небо было исчеркано столбами дыма - немцы, не способные оторваться от более быстрых "харрикейнов" и "спитфайров", погибали один за другим. Полная победа!
...Не успел Бэйдер приземлиться на своем аэродроме, как ему из окна канцелярии замахал рукой вестовой:
- Сэр, вас к телефону! Сам командующий...
- Дагги, это Хью Даунинг. Поздравляю со званием майора и орденом - Я уже подписал представление. Через час жду в штабе с подробным докладом о предложенной вами реорганизации ВВС'. Готовьтесь формировать первое истребительное крыло - вы предложили, вам и начинать...
Бэйдер положил трубку и обернулся к своим канадцам. И первый, кого увидел, был Вильям Мак-Кнайт - тот стоял возле "харрикейна" Дагласа и весело поглаживал ладонью потускневший рисунок на еще горячем, обшарпанном ветрами капоте истребителя:
- Ну что, командир... Хороших пинков мы надавали сегоднЯ фюреру? Теперь он век их будет помнить!..
"Битва за Англию" была выиграна Королевскими ВВС; Люфтваффе понесли первое крупное поражение в этой войне. Английские самолеты все чаще пересекали Ла-Манш и наносили удары по немецким аэродромам, расположенным в Г?олландии, Бельгии, Северной Франции. И в этих налетах ставший командиром Танджмерского крыла майор Бэйдер сбивал на своем новеньком "спитфайре" все больше самолетов врага. А в июле 1941 года его фотопортреты были опубликованы во всех английских газетах - Дагги уничтожил двадцатый самолет, став самым результативным на тот момент асом Великобритании!
9 августа 1941 года Бэйдер возглавил группу прикрытия бомбардировщиков, бомбивших немецкие объекты во Франции. Британцы появились у Бетюна неожиданно для немцев и с первого же захода точно накрыли цель бомбами. Однако спохватившиеся боши организовали преследование британских самолетов и повели его очень умело. Даглас петлял, словно лис, но на его курсе вновь и вновь появлялись вездесущие "мессершмитты"! Ими явно руководил какой-то очень умный командир, которому не составляло большого труда просчитать следующий ход Бэйдера... И тогда Дагги бросил вперед все "спитфайры", чтобы связать немцев боем. Там же Даглас прикрыл хвосты удаляющихся к Ла-Маншу "бленхеймов". Казалось, британские бомбардировщики спасены. Однако у Сент-Омера на пересечение их курса вышла еще одна группа "мессершмиттов". "Спитфайр" Бэйдера резко набрал полную скорость и бросился наперерез приближающимся "мессершмиттам". Дагги шел в свой последний воздушный бой... Один против шести! Безногий калека против здоровых бойцов! Когда "спит" Дагласа молнией пронзил строй "мессершмиттов", заставив их отвернуть с курса "бленхеймов", британский летчик мельком заметил на борту головной "стодевятки" знакомую веселую мышь с сигарой в зубах...
Это была самая ужасная, самая напряженная "собачья свалка" в жизни Бэйдера. Особенно досаждала Дагласу "веселая мышь" - этот самолет пилотировал летчик, отлично знавший свое дело. Но и он не смог справиться с британцем: в неравном бою Дагги ухитрился сбить двух немцев. И тут на крутом вираже "спитфайр" Бэйдера столкнулся с неожиданно вынырнувшим откуда-то снизу "мессом"... От страшного удара обе машины буквально развалились на куски. Потерявший хвост "спитфайр" Дагласа повалился вниз в отвесном пике! Счет жизни шел на секунды - земля стремительно приближалась. Немедленно прыгать! Но громоздкие протезы застряли в узких петлях педалей... Даглас дергал ноги на себя изо всех сил - безрезультатно! А земля все ближе и ближе... Рычащий Дагги рвал пальцами ремни протезов и ворочал обрубками ног, выворачивая их из гнезд колодок. Есть - левый протез соскочил с педали! К черту ремни второго... Даглас успел дернуть кольцо парашюта, и тут его страшным ударом размазало по фюзеляжу гибнущего "спитфайра"... Грудная клетка хрустнула, Дагги пронзила дикая боль...
Даглас открыл глаза и увидел, что лежит на постели в госпитальной палате. А рядом стоял, отдавая ему честь, немецкий летчик с рыцарским крестом на шее:
- Майор Адольф Галланд, командир 26-й истребительной дивизии "Шлагетер". Для друзей просто Дольфи, - на довольно сносном английском заговорил офицер. - " меня нет слов, чтобы выразить восхищение...
- Где мои протезы? - перебил восторженные излияния немца Дагги.
- Протезы?.. - опешил Галланд. - Их нет - потерялись.
- Мне нужны запасные... - прохрипел Бэйдер и обессилено уронил голову на подушку.
- Но... Где я их возьму?
- У меня... за тумбочкой... ‚ В Танджмере... - слабо улыбнулся Дагги.
Майор Галланд, словно вихрь, ворвался в радиорубку, взял микрофон и сообщил по-английски открытым текстом прямо в эфир:
- Джентльмены! Дивизия "Шлагетер" приветствует вас! Ваш летчик Даглас Бэйдер жив и находится в немецком плену. К сожалению, при прыжке с парашютом он сломал протезы. Бэйдер надеется, что соратники перешлют ему "запасные ноги". Они стоят в его комнате за тумбочкой.
На следующий день над аэродромом 26-й дивизии появились британские бомбардировщики, и вниз полетели десятки авиабомб. Удар был точен: бомбы перепахали всю взлетную полосу, приковав немецкие самолеты к земле. …два британцы удалились, из радиорубки выглянул радист:
- Герр майор! Вас вызывают англичане...
- Вчера вы просили доставить вам протезы для Дагги Бэйдера, - протрещало в эфире. - Поищите посылку с протезами на летном поле... среди воронок от бомб!
Обалдевшие немцы бросились на взлетную полосу и действительно обнаружили среди перерытой вдоль и поперек земли прицепленный к парашютику от сигнальной ракеты фанерный ящик с аккуратной чернильной надписью на крышке: "Сэру Дагласу Роберту Стюарту Бэйдеру, эсквайру"...
Услужливый Галланд почтительно водил Бэйдера по аэродрому Сент-Омера, демонстрируя "гостю" образцовый немецкий порядок. Дагги по-британски высокомерно гнул бровь, искоса насмешливо поглядывая на своего "приятеля", а заодно замечал расположение выставленных на аэродроме постов. Но вот летчики приблизились к стоявшему крайним в строю истребителей "Мессершмитту-109", на борту которого была нарисована... веселая мышь с сигарой в зубах. И тут все высокомерие Дагласа как рукой сняло:
- Чей это самолет? - заинтересованно спросил англичанин.
- Мой... А что?
- Да так, ничего особенного... Просто мы с вами пару раз встречались в бою!
В ту же ночь Даглас сбежал! Он свил веревку из немецких простыней, тихо спустился из окна третьего этажа здания штаба, где его разместил Галланд, обошел всех замеченных днем часовых и растворился во тьме...
Однако Дагласа поймали. Поймали на третий день, когда он голодный и оборванный, весь в лесной паутине и клещах вышел из леса на окраине бельгийской деревушки, чтобы добыть себе еду. Поймали, слегка - из уважения к его протезам - побили и направили в штаб Люфтваффе. Но по дороге Дагги снова сбежал! Теперь его ловили уже с собаками и били всерьез. А непокорный Бэйдер бежал вновь и вновь, и его тяга к свободе была равна только его предвоенной жажде летать... ‚ конце концов, непоседливого британца направили в концлагерь Колдиц. И пришлось Бэйдеру пробыть в этом лагере целых четыре года - вплоть до апреля 45-го, когда пришли американские войска...
Война закончилась, и Дагги вышел в отставку. Он вернулся в нефтяную компанию "Шелл". Бизнес есть бизнес: Даглас с ходу оказался по макушку завален работой. Но он не ушел из авиации совсем: был почетным членом ‹ондонского аэроклуба. Ђ в начале 60-х пятидесятилетнему Бэйдеру позвонили из киностудии: британские кинематографисты снимали масштабный художественный фильм о "Битве за Англию", и им требовался консультант. Бэйдер тут же выехал на съемочную площадку. И первым, кого увидел Дагги под софитами, был... постаревший Дольфи Галланд. Оказалось, что Галланд - консультант по действиям немецкой авиации в той битве. И вот два выдающихся аса, когда-то сражавшихся друг против друга, теперь вместе приняли участие в съемках фильма, чтобы навсегда сохранить память об отстоявших Великобританию летчиках.
Даглас Бэйдер прожил яркую, насыщенную жизнь. Он скончался 4 сентября 1982 года от инфаркта в кабине своего автомобиля, когда ехал на пригородный спортивный аэродром...

Моя корзина

Товаров, шт.: 0
Стоимость, руб.: 0

100 работ из музея Николая Рериха в Нью-Йорке
Количество:
Альбом Самара
Количество:
Смирнов-Русецкий Борис. Белуха. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Рерих Николай. Озеро Нагов. Кашмир. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Шишкин Иван. Дубки. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Первый советский военный внедорожник. Пашолок Ю., Иванов П. Альбом
Количество:
Постер для интерьера. Парусник трехмачтовый в море. Репродукция A4 (ц)
Количество:
За Землю Русскую! Историческая живопись Евгения Емельянова. Альбом
Количество:
Николай Фешин. Набор открыток 10x15 см
Количество:
Куинджи Архип. Волны. Репродукция A3 (ц)
Количество: