Журнал Взор - статьи по культуре и искусству, фотографии фотобанка, Индия, Ганеша, цветы
0

ПОДАТЕЛЬ СЧАСТЬЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Юлия Юмашева, кандидат историчеких наук, Москва ЛЮДИ И БОГИ
фотографии фотобанка - Индия, Ганеша, цветы

Вероятно, каждого, кто впервые сталкивается с индийской мифологией, удивляет и одновременно умиляет обаятельный бог с ласковым для русского слуха именем Ганеша. Так и хочется произнести, пропеть его по слогам - Га-не-ша. Оказывается, это симпатичное и лукавое существо, обязательно присутствующее в каждом индийском доме и превосходящее своей популярностью главных индусских богов, почитается в современной Индии как бог - воплощение мудрости и образованности, патрон искусств, устранитель и чинитель препятствий, даритель поражения и успеха, исполнитель желаний. Приоритет этого общеиндийского божества постоянно подтверждается: ко всякому начинанию и мероприятию, частному или общественному, приступают лишь после непременного молебна Ганеше как гаранту благополучия и удачи в предпринимаемом деле. Трудно удержаться от цитирования известного американского религиоведа В. Донигер О'Флаерти: "Ганеша обладает всем, что очаровывает любого, кто интересуется религией или Индией или тем и другим сразу: обаянием, тайной, известностью, сексуальным ореолом, моральной неоднозначностью и политическим весом..."
В "биографии" одного из самых "молодых" богов индусского пантеона (его многослойный комплексный образ окончательно сложился лишь в эпоху раннего средневековья) отразились все мыслимые и немыслимые человеческие страсти, связанные с появлением в семье второго ребенка, хотя в роли родителей малыша и выступали два верховных божества индуизма - бог Шива и его супруга Парвати. Существует несколько версий, повествующих об обстоятельствах рождения Ганеши. Согласно изложенной в "Вараха-пуране", Шива, по просьбе небожителей размышлявший о защите богов от проникших в рай толп, создал Ганешу из собственного величественного сияния. Парвати, увидев красивого юношу, возникшего без ее участия, произнесла проклятье: "Пусть его голова станет, как у слона, а тело изуродуется большим животом". И тогда Шива сказал: "Имя твое будет Ганеша, ты будешь... источником успеха и разочарования, велико будет твое влияние среди богов, и тот, кто при любом начинании или обращении к другим богам первым не почтит тебя, ничего не добьется". По второй, более популярной версии - "Брихаддхарма-пурана" - после появления на свет первенца, бога войны Сканды, Шива не хотел больше иметь детей, а нежная Парвати страстно желала второго сына. Разгневанный ее упреками и просьбами, Шива свернул полу одеяния богини и подал ей в руки: "Вот тебе сын, Парвати". - "Как может этот кусок ткани заменить мне сына?" - с горечью возразила супруга. Но когда она говорила, то случайно прижала сверток к своей груди, и он вдруг ожил. Радости матери не было предела, и она велела жрецам совершить обряды, полагавшиеся при рождении сына.
Появившись на свет столь необычно и при этом оказавшись обыкновенным ребенком, Ганеша был просто "обречен" на дальнейшие чудесные превращения. Детали внешнего облика бога - а изображают его с головой слона с отломанным бивнем и упитанным человеческим туловищем с круто выпирающим животом, говорящим об отменном аппетите своего владельца, с двумя, четырьмя, шестью или десятью руками, стоящим, сидящим или танцующим - получают вариативное объяснение в мифологической литературе. В каждом мифе, излагающем обстоятельства обезглавливания Ганеши с последующим присоединением головы слона к его телу, непременно подтверждается вторичность слоновьей головы у этого божества. В трактовке "Вараха-пураны" Ганеша потерял голову из-за проклятия Парвати, недовольной его необычным появлением на свет, а "Брихаддхарма-пурана" содержит развернутый и красочный рассказ об этом событии. Не менее распространена история о разъяренном Шиве, собственноручно отрезавшем голову разозлившего его сына, когда тот не пропустил отца в покои Парвати. Затем, чтобы утешить супругу, Шива приставил к туловищу малыша голову находившегося неподалеку слона, а возможно слоноголового демона Гаджасуры.
Известно, что всех богов пригласили на церемонию наречения младенца. Почести Парвати и ее сыну не воздал только Шани, от взгляда которого гибло всё... Однако богиня-мать настояла, чтобы он взглянул на малыша. Как только Шани посмотрел на Ганешу, испепеленная головка того отделилась от тела и упала на землю. Воскресить младенца не удалось даже Шиве. Тогда с небес раздался голос творца вселенной Брахмы, велевший "приставить" к плечам Ганеши голову первого встретившегося Парвати существа или того, кто "спит лицом к северу". На поиски был отправлен слуга Нандин, который после долгих странствий пришел в столицу небесного царства Амаравати. У ворот города он увидел слона бога этого царства Индры - Айравату, лежавшего головой на север. Победив Индру в сражении, Нандин отсек голову слона и вернулся к Шиве. Юный бог ожил и по велению отца встал во главе ганы - ватаги слуг Шивы, получив от Брахмы имя Ганеша - Владыка сонмов и титул Ганапати - Предводитель ганы.
Слоноголовый бог, кроме уже упомянутых, известен под разными именами-эпитетами, связанными с его функциями или отражающими элементы его необычного облика: Двидехак - Обладающий двойным телом, Гаджанан - Наделенный ликом слона, Экаданта - Одноклыковый, Ламбодар - Обладающий толстым животом; Винаяк - Устранитель препятствий, Сиддхидата - Дарующий успех, Херамба - Защитник... Богиня мудрости Сарасвати подарила Ганеше перо и чернила - и он стал богом учености. Этим пером им записано со слов мудреца Вьясы сказание о великой битве потомков Бхараты на поле Куру, известное всему миру как эпос "Махабхарата". По милости Брахмы Ганеша стал покровителем купцов и путешественников, а божественный мудрец, наставник богов Брихаспати подарил ему священный шнур через левое плечо, отличающий мудреца и жреца-брахмана (также признаком мудрости Ганеши является пояс из змей). Хотя Ганешу не узнать невозможно, многие детали его изображения варьируются, отражая и подчеркивая тот или иной функциональный или символический аспект его сущности. Среди атрибутов, чаще всего наблюдаемых в его руках, топорик - чтобы обрубать иллюзии и ложные учения; бодец - чтобы уколом погонять слона и символически насквозь "пронзать" заблуждения; петля - используется для обуздания дикого слона и символизирует победу над страстями и желаниями.

фотографии фотобанка - Индия, Ганеша, цветы

Согласно различным легендам о его приключениях, Ганеша был и непобедимым воином, участником многих битв и сражений, о чем свидетельствуют боевые отметины. Так, его голову украшает лишь один бивень, второй он потерял в битве с героем индийской мифологии Парашурамой или в сражении с великаном Гаджамукхой: магический бивень обратил его в крысу, ставшую ездовым животным победителя. В ознаменование военных побед мурти - лик, образ божества - Ганеши обычно изображается держащим в одной из четырех рук топор. Второй рукой бог держит силок, охраняя и защищая небесные чертоги: чтобы высших обителей достигали только истинно преданные Шиве, Ганеша изобретает препятствия для людей, помрачая их разум и заставляя стремиться к богатству и временным наслаждениям. Но для праведников, чистых сердцами и помыслами людей эти испытания не страшны: Ганеша не только не препятствует им, а наоборот, покровительствует и устраняет все трудности. Об этом свидетельствуют ритуальный сосуд с модакой - сладостями в третьей руке и благословляющий жест четвертой руки бога.
Степень "вовлеченности" Ганеши в повседневную жизнь показывает его семейный и брачный статус. В Северной Индии семейное положение этого бога не вызывает сомнений и подкрепляется ссылкой на "Шива-пурану", согласно которой Шива и Парвати пообещали устроить благоприятный брак для того из своих сыновей, кто быстрее обойдет мир. Сканда помчался изо всех сил вокруг земного шара, а Ганеша не торопясь совершил омовение и, ритуально очищенный, с полным почтением обошел вокруг своих родителей. Изумленным Шиве и Парвати он напомнил, что в соответствии с ведами обход вокруг родителей равнозначен обходу вокруг земли. Они женили Ганешу на сестрах Сиддхи (Успех, Достижение) и Буддхи (Ум), которые родили двух мальчиков - Кшема (Процветание) и Лабха (Приобретение).
Популярность Ганеши чрезвычайно велика: он принадлежит всей Индии. Достаточно сказать, что ни один храмовый комплекс здесь не обходится без храма Ганеши или изящного изваяния этого божества: сражающегося, благословляющего, танцующего... Он важно восседает в собственных святилищах. В каждом доме есть либо рисунок с его изображением над входной дверью, либо олеография, либо его скульптура: она помещается в домашнем алтаре - обязательно на столике или подставке (ни в коем случае не на полу - это может оскорбить достоинство бога, обидеть его). Даже обращение к другим кумирам предваряют умилостивлением Ганеши. Каждое утро для него курят специальные благовония - агарбатти, чаще всего сандал, жасмин или лотос, и имя его поминается во время молитвы прежде имен других богов. А в день рождения божества, которое отмечается весной (в Западной Индии торжества по этому поводу длятся 10 дней!), с детской непосредственностью в красивом блюдечке Ганеше преподносят молоко. Если на следующий день блюдце пусто, значит, бог принял дар, и счастливца ожидает небывалый успех...
Но, пожалуй, одним из самых красивых ритуалов, посвященных слоноголовому богу, является танец Пушпаджали Ганеша - Прославление Ганеши цветами, в котором танцовщицы пластикой, мимикой и специальными жестами - мудрами рассказывают о любимом боге. Содержание сценки примерно такое: "Он едет на мыши. У него большие уши. Мы лепим рисовые шарики - модаку и подносим ему. Он сын бога Шивы. Он оберегает нас и сметает препятствия на нашем пути. Мы возлагаем цветы к его ногам". Удивительно точный и такой необычный портрет Ганеши!
...В церемонии моления Ганеше есть такие слова: "Податель счастья, избавитель от несчастий, чья милость простирает на нас свою любовь и не оставляет ни пылинки от препятствий... Когда лицезреем тебя, все желания нашего ума исполняются".
Так пусть и ваши желания исполнятся! 

Моя корзина

Товаров, шт.: 0
Стоимость, руб.: 0

100 работ из музея Николая Рериха в Нью-Йорке
Количество:
Альбом Самара
Количество:
Смирнов-Русецкий Борис. Белуха. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Рерих Николай. Озеро Нагов. Кашмир. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Шишкин Иван. Дубки. Репродукция A3 (ц)
Количество:
Первый советский военный внедорожник. Пашолок Ю., Иванов П. Альбом
Количество:
Постер для интерьера. Парусник трехмачтовый в море. Репродукция A4 (ц)
Количество:
За Землю Русскую! Историческая живопись Евгения Емельянова. Альбом
Количество:
Николай Фешин. Набор открыток 10x15 см
Количество:
Куинджи Архип. Волны. Репродукция A3 (ц)
Количество: