(ок.1340 - ок.1410)
Феофан Грек относится к
крупнейшим мастерам средневековья. Его работы,
исполненные в Византии, не сохранились. Все известные
его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати
лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной
культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов.
Немногочисленные сведения о
Феофане встречаются в московских и новгородских летописях, но особую ценность
представляет письмо, написанное около 1415 г. московским духовным писателем и
художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева
монастыря Кириллу. Сообщение Епифания интересно тем, что дает уникальную
возможность составить представление о принципах работы мастера. В своем
послании он сообщает о хранившемся у него Четвероевангелии, иллюстрированном
Феофаном и украшенном изображением храма Святой Софии в Константинополе.
Описание рисунка приведено со многими подробностями. «Когда он все это
изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как
делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно
всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят
на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит,
беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же
очами разумными разумную видит доброту. <...> Сколько бы с ним кто ни
беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям
["притчам"] и его хитростному строению».
Из послания известно, что
Феофан, «родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный
живописец», расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате,
Кафе (Феодосии), а также на Русской земле. В Новгородской III летописи первая
работа Феофана упоминается около 1378 года. Здесь говорится о росписи им
новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице — единственной дошедшей
до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне
остающейся главным источником для суждения о его искусстве. Фрески церкви
сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь
частично.
В куполе храма изображена
полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами и серафимами. В
барабане — изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф,
Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. На хорах в северо-западной
угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Придел расписан
изображениями святых, композициями «Богоматерь Знамение с архангелом
Гавриилом», «Поклонение жертве», «Троица». Манера Феофана ярко индивидуальна,
отличается экспрессивностью и темпераментом, свободой и разнообразием в выборе
приемов. Форма подчеркнута живописна, лишена детализации, строится с помощью
сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастирует с
яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые,
одухотворенные лики святых. Контуры очерчены мощными динамичными линиями.
Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими
углами. Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-коричневый,
серебристо-голубой, соответствующие напряженному духовному состоянию образов.
«Живопись Феофана — это философская концепция в красках, притом концепция
достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея
глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался
почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать
прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с
крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского
храма», - пишет исследователь русского средневекового искусства В.В. Бычков.
Феофан Грек создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые —
суровые, отстраненные от всего вокруг, углубившиеся в созерцание безмолвия —
единственного пути к спасению.
Стилю Феофана пытались
следовать в Новгороде художники, расписывавшие церковь Федора Стратилата на
Ручью, однако в целом индивидуальность мастера оказалась исключительной для
Руси — страны, далекой от духовного опыта Византии и искавшей свой путь.
После 1378 года Феофан,
по-видимому, работал в Нижнем Новгороде, но его росписи этого периода до нас
не дошли. Приблизительно с 1390 года он находился в Москве и недолго в
Коломне, где мог расписывать Успенский собор, позже полностью перестроенный.
Здесь же, в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня — икона
«Богоматерь Донская» (на ее обороте — «Успение»), позже перенесенная в
Благовещенский собор Московского Кремля (ныне в ГТГ). Ее исполнение некоторые
исследователи связывают с творчеством Феофана Грека.
Мастер выполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви
Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал
вместе с Симеоном Черным, в Архангельском (1399) и Благовещенском (1405)
соборах. Последний он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с
Городца. В Кремле Феофан принимал, участие в росписях казнохранилища князя
Владимира Андреевича и терема Василия I. Ни одна из этих работ не сохранилась.
Не исключено, что Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного чина,
находящегося в настоящее время в Благовещенском соборе. Однако, как доказано
последними исследованиями, этот иконостас не является первоначальным, относящимся
к 1405 году, и деисусный чин мог быть перенесен сюда лишь после опустошительного
пожара в Кремле, случившегося в 1547 г. В любом случае иконы «Спас в силах»,
«Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Василий
Великий», «Иоанн Златоуст» обнаруживают такие черты стиля и такое высокое
техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесь работу великого
мастера.
Манера Феофана Грека в
иконописи (если согласиться с тем, что иконы деисусного чина Благовещенского
собора Московского Кремля написаны Феофаном) значительно отличается от
фресковой. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Образы деисусного
чина внушительны и монументальны. Почти двухметровые фигуры, исполненные
внутренней значительности и самоуглубленности, составляют единую композицию,
подчиненную одному замыслу — воплотить благодарственную молитву святых Спасу,
творцу и владыке небесных сил, и ходатайство их за род человеческий в день
Страшного Суда. Эта идея определила иконографическое решение и всей группы в
целом, и каждого образа в отдельности. Иконография чина имеет свои истоки в
алтарных росписях византийских храмов и теснейшим образом связана с текстами
главных молитв литургии. Подобная программа деисусного чина со «Спасом в
силах» впоследствии получила распространение в русских иконостасах, но здесь
она появляется впервые.
В отличие от фресковой
росписи образы икон не столь экспрессивны внешне. Их драматизм и скорбь словно
ушли вглубь, выявляясь в мягком свечении ликов, в приглушенных цветах одежд.
Каждый лик по типу и выражению эмоционального состояния ярко индивидуален,
почти портретен. Контуры фигур более спокойны, в их рисунке яснее видна
классическая традиция, уходящая истоками к античности. Иконы написаны
виртуозно, с использованием сложных и разнообразных технических приемов, которые
под силу лишь выдающемуся мастеру.
Среди
икон, предположительно связанных с именем Феофана, — «Иоанн Предтеча Ангел
пустыни», «Преображение» и «Четырехчастная» (все в ГТГ).
все
Продукция Издательского дома "Агни" пользуется вниманием первых лиц государства: |
В ПРОДАЖЕ появился второй том уникального издания, посвященный творчеству Николая Константиновича Рериха (1874-1947).
Подробнее...