Как поистине велики художники, у которых неизбывный запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в форму предельно ясную, простую, доступную самому широкому зрителю. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Именно поэтому творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы, именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Его отец был купцом, культурным человеком. Отец был первым, у кого Ваня нашёл поддержку в своих стремлениях к искусству. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Уже в этот период Шишкин внёс новшество в пейзажный жанр – этюдный подход к предмету изображения, натурное освоение природы. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Будущий художник восхищался лугами и лесами, травами и цветами, пнями и камнями, кустарниками и мхами, в которых проявлялась идея живой жизни, вечного произрастания природы. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Он тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи. За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии.
В течение двух лет художник набирался знаний в Швейцарии, в Германии. Откуда вернулся высоким профессионалом, стал профессором (руководитель пейзажного класса) и членом Товарищества передвижников. Здесь он выпестовал свой взгляд на творчество и определил тематику будущих произведений. Жизнь на чужбине обострила его чувство Родины.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Шишкин не облагораживал природу. Природа – сама благородство. Именно она может облагородить человека, как прямо, так и посредством воспроизведения её в искусстве. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Сосны придают картине величественное звучание. А рожь наполняет всё полотно золотистыми отливами и только в середине разгибается, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянами. И рожь, и сосны, и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
Особенный, тихий, погожий выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Над землёй летают ласточки. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. Быть грозе. Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца; и влажный покров земли; и сочная листва кустарников; и дыхание сиреневого тумана. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Внушительные дубы достойны восхищения. Художник одушевляет деревья. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
Поклонники Шишкина с восторгом отзывались о его умении писать разные породы деревьев. Он действительно писал не дерево, а его породу. В противоположность могучим дубам Шишкин пишет ели, хвойные леса. Шишкинские сосны стали классическим образом русского леса. Иван Иванович воспроизводит истинно прекрасное в природе. Красота природы для него – это сама её жизнь, её могучие силы, её спокойное величие, например, «ЛЕСНАЯ ЧАЩА» (1894), «ЗИМА В ЛЕСУ (ИНЕЙ)» (1877, Киевский музей русского искусства) – одна из немногих картин, где показан сырой промёрзший лес, - «РУЧЕЙ В ЛЕСУ (НА КОСОГОРЕ)» (1880, Киевский музей русского искусства). Шишкин придал лесному пейзажу небывалый дотоле размах, вдохнул в него чисто русскую эпическую широту. Художник много и подолгу работал прямо в лесу. Его картины создавались на основе десятков этюдов с натуры и зарисовок. Буквально тысячи подготовительных этюдов и карандашных зарисовок оставил нам этот неутомимый исследователь природы. Это тщательное штудирование натуры отражалось во всех пейзажах Шишкина точной детализацией всех составляющих частей. По пейзажам мастер можно путешествовать, рассматривать травинки, ягодки, колоски в поле, деревья, ручьи.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Национальное самосознание не могло подразумевать одного-единственного понимания облика русской земли. Облик этот был многолик. Иван Иванович Шишкин воплотил в своём творчестве величие и безбрежность российских лесных просторов. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Лес открывал художнику тайны не только природы, но и человеческого бытия, подтверждением чему служит следующая картина.
«КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА» (1898) не просто извещает об огромных деревьях, но подразумевает человеческую деятельность, способность стройных сосен быть корабельным материалом. А дерево олицетворяет характер человека. На деревья как бы перенесены свойства людей. Картина поэтизирует особенности народного сознания и природы. Это последняя работа живописца. Он в конце жизни вернулся к образам своей молодости. Образ величественного леса – мощного творения природы – волновал его в течение всей жизни.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Он стремился к изображению леса, чтобы угадывалась порода деревьев, тщательно прописывая каждый листок. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Глядя на картину, создаётся ощущение титанической мощи природы, где каждое дерево – символ титанической борьбы.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Вертикали пересекаются косыми линиями. Замшелые выкорчеванные пни, острые сучья, обломанные ветви создают сложную композицию, отмеченную контрастами света и тени. Задний фон мрачен. Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Шишкин показывает картину гибели леса, борение жизни и смерти, видимых и скрытых сил природы. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Шишкин был околдован тишиной лесной чащобы, вслушивался в ветер и треск сучьев, ломающихся под ногами.
Противоположна по сюжету другая картина художника «СЕСТРОРЕЦКИЙ БОР» (1887). Здесь не чаща, а солнечный свет, пробивающийся сквозь сосны и греющий землю. И снова главные действующие лица в пейзажах Шишкина деревья. В духе своего времени художник поэтизирует их, называя по начальным строкам стихотворения: «Среди долины ровныя…», «На севере диком…».
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ …» (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Художник разработал зрительно убедительную картину, наполненную запахами равнины и прохладой затухающего дня. Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Человек Шишкина прикреплён к земле. Природа выражает музыку человеческой души. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Таким образом, пейзаж художника выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи, и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства», именуемого Россией. В образах художника живёт эпоха, мнится могучий неторопливый народ, видится огромная бескрайняя страна, которой нет конца и которая всё удаляется и удаляется в бескрайние горизонты. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Дважды он женился по любви, и дважды смерть уносила любимых женщин. У него умерли сыновья. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Шишкин умер 20 марта 1898 года, как истинный художник - за работой. В мастерской Шишкина работал его ученик Григорий Гуркин. Услышав неестественно громкий вздох, он выглянул из-за холста и увидел учителя, медленно сползающего на бок. Так описывает смерть Ивана Ивановича его племянница. Но живо творчество мастера, в котором звучит «дух и образ великого, могучего пространства», именуемого Россией.
все
Продукция Издательского дома "Агни" пользуется вниманием первых лиц государства: |
В ПРОДАЖЕ появился второй том уникального издания, посвященный творчеству Николая Константиновича Рериха (1874-1947).
Подробнее...