«Моне - подлинный зачинатель импрессионизма», - говорил первый историк импрессионизма Теодор Дюре. В его долгую творческую биографию укладывается полностью вся история импрессионизма. От зарождения и расцвета до последнего угасания. Рыцарская преданность этому художественному направлению, верность импрессионистическому восприятию мира ставят Моне особняком даже среди своих собратьев: «Я есть и остаюсь импрессионистом, пока я жив». Моне сам говорил, что когда он начал писать, то был как и все остальные: считал, что достаточно двух вариантов картины: для пасмурной погоды и для солнечного дня. С самых ранних лет его отличала несомненное колористическое дарование. Его совершенно не влекли не мифологические или историческая тематика, он никогда не «выдумывал» сюжеты. Когда он погружался в природу, он создавал картины, лишенные чьего-либо влияния. Это был его собственный мир.
Вождем импрессионизма он стал за исключительные качества - волевой, целеустремленный, энергичный, он оказался в центре борьбы за новое искусство, принимал деятельное участие в организации большинства выставок художников этого направления, возглавил борьбу за посмертное признание Эдуарда Мане. Моне принадлежал к тому типу людей, которые, избрав свой путь, ни на минуту не сойдут с него. Они могут сомневаться в своих силах, но не в правильности направления.
Он был наиболее стремительным, дерзким. Гюстав Жеффруа, его биограф, писал, что Моне совершенно безразличен был к тому, что о нем пишут в прессе. Вечно сомневающийся, всегда ищущий, Моне всегда мог подбодрить друзей, внушить им веру в свои силы. Он увлекал сомневающегося Ренуара, готового иногда отдаться ходу событий. Огюст Ренуар говорил, что «бросил бы все дело, если бы старик Моне, обладавший боевым темпераментом, дружески меня не ободрял… Моне помог мне воспринять свет, облака, море, соборы, которые я всегда любил..». Его дерзость помогала лирику Сислею; его способность к завоеванию неведомых до селе горизонтов давала обстоятельному и глубокому Писсаро недостающую смелость. Дега испытывал целительное воздействие оптимизма Моне. И если другие мастера отошли позже от основных принципов «чистого» импрессионизма (Дэга, отвергавший пленэризм, Ренуар, Писсаро), то Моне в конце жизни, когда миссия импрессионизма была исчерпана, оставался последовательным представителем этого метода во французском искусстве. Даже для недоверчивого замкнутого Сезанна, так далеко отошедшего в своей позднем творчестве от остальных, Моне оставался одним, если не единственным авторитетом, к мнению которого он неизменно прислушивался.
Друзей привлекало сочетание у Моне пиетета перед искусством старых мастеров с ироническим переосмыслением «священных традиций», нарушение обязательных норм композиции и технических правил. Но главное, Моне утверждал право художника на оригинальное мышление, отказ от всякого стремления нравиться публике, стремление идти в искусстве своей дорогой. Он шел наперекор всему, утверждая правильность собственного видения мира. Впервые импрессионисты заявили право на свободу не только того, что они видят (чему хотят посвятить живопись), но и как они это видят.
Клод Моне родился в 1840 г . в Париже он был вторым сыном бакалейщика Клода-Огюста Моне и Луизы-Жюстины. Его звали Оскаром. С 1845 по 1858 г . жил в Гавре. Его семья переезжает в Гавр, когда ему было 5 лет, в городе было открыто небольшое торговое предприятие. Этот крупный торговый порт на севере Франции определяет две темы в его творчестве. Первые шаги в искусстве - карикатуры, шаржи на родных, учителей, копировал фотографии и рисунки известных художников в газетах. Это принесло ему небольшую славу и укрепило его стремление к занятиям живописью. Его привлекали гротесковые портреты знаменитого фотографа Надара. Моне был прирожденным рисовальщиком. В карикатурах вырабатывались острота взгляда при наблюдении, стремлении к быстрому, лаконичному воплощению замысла, практичность.
Стремление к дальнейшим занятиям заставляет Моне в мае 1859 года (до 1860) отправиться в Париж. Моне не пожелал пройти полный курс обучения ни в Академии, ни в мастерской Глейра. Развивая, главным образом, интуитивное наблюдение природы, стремился к собственному ее восприятию. Это отличало его от Мане, занимавшегося у Кутюра и в Лувре, Дега, овладевшего рисунками, Энгра и мастеров итальянского Возрождения. Моне вовсе чужда была пластика, у него не было стремления к рельефному изображению. Он изображал на холсте то, что видит, а не иллюзию реальности предмета.
На выставках Салона знакомится с произведениями Коро и барбизонцев, посещает Академию Сюисса, свободные художественные мастерские, открытые разбогатевшими натурщиками. В академии Сюиса завязалась дружба с Камилем Писсарро, она продлилась долгие годы. Камиль Писсаро писал: «Моне, по моему, это очень серьезный и чистый талант… Это искусство большого мастера, базирующееся на наблюдательности и совершенно новом мировоззрении… Моне - поклонник чистой природы», «его искусство очень обдуманно и основано на наблюдении, совершенно ново по ощущению - это поэзия, созданная гармонией правдивых цветов. Моне - страшный приверженец подлинной природы.»
Отец Моне, недовольный тем, что сын самовольно остался в Париже и притом не захотел учиться в школе изящных искусств, где занятия не приносили особой радости (Дега при первой возможности в 1855 году отправился путешествовать, Писсарро так же ученические годы провел больше в кафе «Флёрю», «Тартании», «Брасери де Мартир»), отказал ему в материальной поддержке. Лишь тетка мадам Легард, сама в юности увлекавшаяся живописью, сочувствовала ему и посылала деньги, полученные за карикатуры, которые он оставил ей на память.
Два года он провел в армии на службе в Алжире, на которую попросился сам, затем заболел и был отправлен на Родину.
60-е годы - труднейшее время для всех импрессионистов. В 1865 году, в год, когда были приняты в Салон его первые картины, он знакомится с моделью, которая позже становится женой - Камиллой-Леонией Донсье, когде ей не было 18, ему - 25. Их история была положена в основу романа «Творчество» Золя. Она была дочерью состоятельного буржуа Шарьля Донсье. В июне 1867 года Клод вынужден инсценировать разрыв со своей невестой Камиллой Донсье, уехал в Сент-Адресс к своей тетке мадам Легард. В числе ранее начатых работ, захваченных им с собой был холст с изображением мужской фигуры в саду. Как показала ренгенография, именно на этом холсте и была написана «Дама в саду» (1867, Гос.Эрмитаж).
В картине явно прослеживается черты раннего предимпрессионистического стиля художника. Лучи утреннего солнца еще не проникли в глубину сада, солнце зажгло лужайку множеством сияющих цветов. Интенсивная голубизна неба уравновешивается более светлым тоном платья. Зонт, пронизанный солнечными лучами, преображается в сверкающий белизной купол вокруг головы женщины. Мелкие мазки осыпают разноцветными точками кроны деревьев и вспыхивают огненными язычками над клумбой. В этом же году у него рождается сын.
Жюри 1867 года отвергло все произведения Моне, наряду с Ренуаром, Писсаро, Сислеем, Базилем, Сезанном.
В этом же году открылась Международная выставка в Париже. Недопущение в экспозицию французского искусства Мане, Курбе вновь обострило конфликт между официальным и непризнанным передовым искусством.
Курбе и Мане в знак протеста организовали независимые выставки своих работ.
Спасение от тягот жизни Моне как всегда ищет в работе. Он пишет так много, что врачи запрещают работать при солнечном свете, в следствии резкого ухудшения зрения. Моне оправился от недуга, но зрение с годами будет все чаще и чаще изменять ему.
«Лед на Сене близ Буживаля» (1867, част.собр.Франции), краски зимней сумрачной погоды, сумрачное изображение цепочки деревьев на фоне серого неба- все это говорит о влиянии на Моне искусства Японии уже в то время.
Вернувшись в Париж, Моне соединяется со своей семьей.
«Завтрак» (1868, Штеделевский худ.инст, Франкфурт на-Майне). Одно из первых изображений интерьера. Было обретено душевное спокойствие, и картины запечатлевали ускользающее счастливые моменты жизненного покоя, который был столь любим Моне.
В это время Моне писал и натюрморты, и отдельные портреты.
В 1867 году Салон снова принимает его работы. Пишет «Лиз с зонтиком», которая имела успех в Салоне 1868 года.
На портрете Камиллы, исполненный сангиной (1866-1867, част.собр.Нью-Йорк), изображена женщина, которая разделяет все трудности жизни Моне в эти годы. Картины по-прежнему не находят спроса, его с семьей выгоняют из отеля Фекане, где он поселился летом 1868 года. Художнику не на что было купить краски. «Ренуар приносил нам из дому хлеб, чтобы мы не умерли с голоду. Неделя без хлеба, без огня в очаге, без света - это ужасно...» Отослав Камиллу с ребенком в деревню, даже пытается покончить жизнь самоубийством, но воля к жизни, уверенность в своем призвании одерживают победу.
Чтобы заслужить известность, прочную славу и деньги, Моне с его дарованием необходимо было сделать лишь уступку салонным вкусам. Возможности Моне прекрасно демонстрирует заказанный портрет мадам Годибер (1868, Лувр, Париж), жены гаврского промышленника. Примером успеха может служить прославленный тогда Э.О. Каролюс-Дюран, мастер, потративший несомненное живописное дарование на угождение вкусам высокопоставленных заказов.
В 1868 году произошло сближение будущих импрессионистов с Эдуардом Мане, который был центром притяжения небольшого кружка.
В 1869 году вместе с Ренуаром Моне посещает «Лягушатник», излюбленное место горожан для отдыха, который находился на одном из рукавов Сены, между Шату и Буживалем, плавучее кафе, с прогулочными дорожками вдоль Сены, купальнями, пристанями для лодок и парусников. В центре живописно расположился островок, попасть в который можно было лишь по мостику на сваях. Рядом - плавучее кафе, описанное Мопассаном. Около него проводились парусные регаты, возможно, в Буживальской регате участвовали художники, вечером здесь устраивались танцы. Сюда можно было добраться по первой во Франции железной дороге, проложенной от Парижа до Сен-Жермен.
Моне и Ренуар, привлеченные неповторимой прелестью открывавшейся им картины веселого оживления, одновременно запечатлели ее в целом ряде работ. Главный герой Моне - вода, Ренуара - листья, покачивание лодок, разговор людей.
Ренуар сконцентрировал внимание на изображение человеческих фигур, Моне же интересовала световоздушная среда («Купанье в лягушатнике»). Это свободно написанный пленэровский этюд, где исчезает рисунок в цветовых пятнах, но возникает в резких контурах лодок и цветовых построек. Этот, словно находящийся в движении пейзаж, рождается по мере удаления от холста.
В пейзажах Моне 1868-1869 годов впервые применен принцип оптического смешения цветов. Эта общность предметов, воздуха возникает в вибрации цветовых пятен. Свет не только падает на деревья, но и пронизывает их. Изменчивая жизнь во всех ее проявлениях подвержена быстрой смене - в первую очередь в освещении. Эта смена вносит одухоторенность, ощущение колебания цвета и света, при дрожании листвы, например.
Импрессионизм рождается совместными усилиями ряда мастеров. Объединенные общими задачами, они сохраняли собственное индивидуальное своеобразие и манеру выражения.
Дружественная непосредственная атмосфера запечатлена в одной из последних работ друга Моне Базиля. В его парижском ателье вместе собрались Моне, Мане, Ренуар, Золя и сам художник. Но спустя несколько месяцев летом 1870 года началась франко- прусская война.
Ренуар и Мане были призваны в армию. Базиль, записанный добровольцем был убит осенью этого же года.
Незадолго до войны Моне женился на Камилль и перебрался в Трувиль, городок на нормандской побережье. В этот период часты изображения Камилль, пляжа, наполненного толпой.
Но и туда, в курортный город, проникали тревожные вести - угар шовинизма, которым жила столица Франции, подготовка к войне с Германией. Из-за сложной системы мобилизации Моне удалось избежать призыва в армию.
В 1870 году торговец картинами Поль Дюран-Рюэль, спасаясь от политических катаклизмов франко-прусской войны, перебрался в Лондон, где открыл художественную галерею. Моне и Писсаро также укрылись на время в английской столице, где и познакомились с Дюран-Рюэлем. С той поры Лондон стал играть заметную роль в истории импрессионизма. Выставки импрессионистов вызвали у английской публики огромный интерес.
В 1871 году Моне возвращается во Францию после непродолжительного пребывания в Голландии и вместе с семьей с 1872 года обосновывается в Аржантейе, деревне, в которой уже развивалась промышленность, а причал и лодочная станция привлекала горожан. Этот тихий уголок на берегу Сены на несколько лет становиться постоянным вдохновением Моне («Прогулка в Аржантейе», «Осенний эффект в Аржантейе»). Пейзажи близки голландским картинам спокойствием и содержательностью, равновесием и тонкостью проработок. С этого момента в творческой жизни Моне начинается варьирование одной и той же темы («Мост в Аржантее»). Вместе с Ренуаром, который часто гостит в Аржантее, Моне пишет парусные регаты - излюбленное развлечение приезжающих на отдых парижан («Регаты в Аржантее», «Парусная лодка в Аржатьейе», «Красные лодки. Аржантей»).
По примеру Добиньи, Моне сооружает лодку-ателье, в которой он мог перемещаться вверх и вниз по течению Сены, останавливаясь для работы. На носу под тентом устанавливался мольберт, небольшая каюта на карме - в случае необходимости служила спальней.
Уже с конца 70-х годов отношение Моне и его друзей с официальным салоном откровенно враждебно: жюри отвергало все работы, посланные им. Художники нового направления находились в почти полной изоляции, за пределами узкого круга они не были известными и не имели возможности выйти на широкую публику. Моне решил осуществить идею, которую в конце 60-х предлагал Базиль: организовать независимую выставку, где были бы представлены все художники единомышленники.
После долгих приготовлений 15 апреля 1874 года оно состоялось под названием «Анонимное кооперативное общество художников» на бульваре Капуцинок в помещении ателье Надара. Дата не была случайной. Через 2 недели открывался Салон и художники не хотели, чтобы публика приняла их картины как отвергнутые.
Зима, предшествующая выставке, для многих ее участников была очень суровой: многие из них в буквальном смысле слова умирали с голода. Поэтому Клод Моне взял на себя труд по организации коллективной выставки в надежде, что отвергнутые по одиночке, собравшись вместе, художники смогут привлечь внимание к своему творчеству и своим проблемам. К моменту выставки 1874 года все ее члены были уже сформировавшимися художниками, которые не без успеха выставлялись в Салонах. Тем не менее, первое совместное выступление вызвало скандал и глумление широкой публики. Выставку посетило 3500 человек, но картин было куплено очень мало, а Дега и Моризо вообще ничего не продали. В первое время приверженцы опробированного искусства называли их просто сумасшедшими, которые бросили вызов прекрасному, их обвиняли в оскорблении общественного вкуса, упрекали в дилетантизме.
Прошло почти 20 лет, пока картины импрессионистов не были признаны. Конечно, у них были немногочисленные преданные друзья из передовой критики и коллекционеров, и просто любителей произведений искусства. Их сплоченность помогла им выжить, не изменяя творческим принципам. Лишь в 1881 Мане получил орден Почетного Легиона, Моне и Ренуар были допущены к участию в Салоне.
Осенью 1878 года Моне снял дом в небольшом городе Ветей близ столицы, где живет до 1881. Здесь поселились вместе с ним и семья разорившегося банкира Гошеде. В сентябре 1879 года оставив 2-х детей, ушла из жизни Камилла. Конец 70-х начало 80-х – труднейшее время для Моне. Эрнест Гошеде уезжает в Париж, пытаясь поправить свои дела. Алиса Гошеде стала второй матерью его двум малолетним сыновьям. Материальное положение ухудшилось, ведь теперь на руках художника оказалось и 5-ро детей Алисы, брак с которой был оформлен в 1892 году. Она поддерживала Моне, ее небольшая рента позволила возродиться его активной жизни.
Но уже в 1880-1881 году к Моне обратился Дюран-Руэль к предложением заниматься постоянно продажей его картин, после чего его дела пошли в гору. Изменение в положение дел внесла выставка 1880 года.
В 80-е годы Моне стремится к изучению натуры. Найти новое содержание картин – преображение снега, тумана, солнечного света («Снежный эффект в Ветее» ( 1878, Лувр); «Въезд в Ветей» (1879 Худ.муз. Гётеборг), «Пейзаж сада в Ветее» (1880-81), «Ледоход» (1880, Лувр), «Льды в Ветее», серия «Ледоход»).
В интервью редакции, приславшей в Ветей корреспондента на вопрос о мастерской Моне широким жестом указал на Сену: «Вот мое ателье». В 80-е года можно назвать периодом зрелости, когда героическая борьба первых лет прошла и каждый из художников утверждал свое место в живописи. Для Моне 80-е годы - время бесконечных поездок: «Для расширения кругозора и смены обстановки я чувствовал, что мне необходимо время от времени уезжать из обжитого и прискучившего места, забраться на несколько недель в Нормандию, Бретань или куда угодно. Так я обретал возможность расслабиться и обновиться. Я никогда заранее не планировал, в какое именно место я отравлюсь и где остановлюсь. Чаще всего останавливался так, где сама природа приглашала меня это сделать».
Норманские пейзажи Моне - результаты работы в течении 3-х месяцев. Даже самый принципиальный «низвергатель» Моне Ж.К. Гюисманс отозвался о них с восторгом: «Как правдива у него пена на волнах, попадающих в луч света, реки, преломляющиеся тысячами оттенков предметов, которые они отражают; в его полотнах холодное дыхание моря напоминает трепетание листвы, легкий шелест травы… Именно ему и его собратьям импрессионистам, мастерам пейзажей, мы должны быть признательны для возрождения искусства в живописи. Господа Писсаро и Моне вышли наконец победителями из тяжелой борьбы. Можно сказать, что в их полотнах разрешена сложная проблема света».
В 1884 году создается серия пейзажей, исполненных на средиземном побережье Италии, путешествуя на Лигурийскую (Итальянскую) Ривьеру, в Бордигере и Вентимилье. Южное солнце и пышная растительность настолько поражают художника, что он пишет: “тут нужна палитра из бриллиантов и драгоценных камней”.
Из Италии он возвращается в Живерни , маленький городок на Сене к северу от Парижа, где он приобрел дом и жил там, продолжая работать, несмотря на серьезные проблемы со зрением, до самой смерти в 1926 г . Здесь Моне приступил к работе над своими знаменитыми сериями картин-вариаций («Стога», «Соборы», «Тополя»). Теперь идиллические созерцательные мотивы уступают образам бурной стихии моря и грозных скал. Он часто выезжает на Северное и Южное побережье моря, работает в Этреда , на берегу Ла Манша , где береговые утесы обрываются в море, а высокие скалы, разрушенные ветрами и прибоем возвышаются над водой, наподобие фантастических аркад или аркбутанов. У подножья скал ютятся бедные рыбацкие поселки, парусные лодки оживляют суровый пейзаж.
В конце 1908-09 годах Моне совершает последние далекие пездки - два раза посещает Венецию. Художник покорен сказочным видом города, который видел впервые: «Какое несчастье, что я не приехал сюда, когда был молод! Когда со мной была вся моя молодость!» 69-летний художник уже не мог выразить яркую новизну впечатлений с прежней силой; выработанная система приемов заставила его смотреть на Венецию как бы сквозь призму лондонских пейзажей. На основе этюдов было созданы 29 полотен, которые были выставлены в 1912 году в галерее Бернхейма.
В это время Моне активно интересуется творчеством молодых фовитстов (Марке, Вламинка, Дерена и др.), но сам остается преданным своему пути. Никогда, кроме периодов ученичества он не был подвержен творчеству какого-либо авторитета.
Даже в конце жизни, окруженный славой и почетом, Моне остается равнодушным ко всем похвалам, постоянно недовольный своими работами, он все чаще и чаще сжигает их на костре, уничтожая иногда даже уже завершенные.
В 1912 году художник пишет Дюран-Рюэлю: «Сегодня больше, чем когда-либо я сознаю насколько искусственен мой незаслуженный успех. Я не теряю надежды научиться работать лучше, но годы и горе исчерпали мои силы. Я заранее знаю, что вы сочтете мои работы безупречными. Я знаю, что на выставках добьются большого успеха, но меня это не радует, ибо я уверен, что они плохи, и никто меня в этом не разубедит»…
В 1911 умерла Алиса Моне, в 1914 - старший сын Жак. Затем уходят друзья - Сислей, Писсаро, Сезан, затем Дега и Ренуар. Хотя в последние годы они были удалены друг от друга, но их уход тяжело переживается Моне. После смерти Ренуара в 1919 году, Моне оставался единственным представителем легендарной поры импрессионизма. В конце жизни с необычайной любовью он занимается садом. После визита к Моне, немецкий искусствовед Юлиуса Майер-Графф отметил: «Лучше всего Моне раскрывает себя своим садом, который он высадил вокруг загородного дома. Он создавал его по тем же принципам, что и свои живописные полотна... Каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок».
Позднике пейзажи безлюдны, Моне остается один с близкой ему природой. «Эти пейзажи с водой и отражением стали каким-то наваждением», - признавался художник. Лилии в течение почти 30 лет не сходили с его полотен - Нимфеи (Водяные лилии или Ненюфары) - грандиозный цикл работ, распадается на серии: 13 картин «Водоем с белыми кувшинками», сюда входили 6 картин в видом «японского мостика», 48 картин «Нимфеи», 14 панно ( 4 м в ширину), которые должны были быть вмонтированы в стены 2-х овальных залов, специально сооруженных архитектором Лефевром в музее Оранжери в Париже.
Открытие залов Нимфей состоялось через год после смерти Моне ( 6 декабря 1926 года в Живерни). Зрителя со всех сторон окружает зыбкое пространство, в котором проплывают легкие отражения облаков. «Нимфеи» - дар Моне государству.
все
Продукция Издательского дома "Агни" пользуется вниманием первых лиц государства: |
В ПРОДАЖЕ появился второй том уникального издания, посвященный творчеству Николая Константиновича Рериха (1874-1947).
Подробнее...