ПОРТУГАЛИЯ - ЭТО ОТ ПОРТУ |
ЦИВИЛИЗАЦИЯ |
Валерий Силаев. Порту - Москва | ГОРОД |
Силаев Валерий Станиславович работает старшим научным сотрудником в Государственной Третьяковской галерее. По профессии художник-реставратор графики. Специалист по графике XX века и бумаге. Особое предпочтение отдает художникам московского андеграунда 1960-х. Помимо этого - автор нескольких тематических фотовыставок.
В
Порту я прилетел из Барселоны. После "причесанной", набитой туристами
столицы Каталонии, второй по величине город Португалии показался тихим, почти
провинциальным. При вселении в гостиницу, по незыблемой традиции, мне был предложен
бокал знаменитого португальского портвейна, чье происхождение, как нетрудно
догадаться по названию, напрямую связано с этим городом. Расположен он недалеко
от океана, в устье реки Дору с высокими крутыми берегами. Через реку проложены
четыре моста, соединяющие историческую часть города с небольшим городком-спутником
Вила-Нова-ди-Гая, где, кстати, находится хранилище знаменитого на весь мир портвейна.
Вдоль набережной города-спутника теснятся груженные винными бочками барки -
рабелу.
С мостов открывается великолепный вид на город, особенно старую его часть и
живописную набережную реки, где располагается множество маленьких, буквально
столика на 4-5, таверн, где чудесно готовят рыбу, особенно сардины, и подают
прекрасное местное вино. Кстати, один из мостов построен знаменитым Густавом
Эйфелем, который соорудил знаменитую башню в Париже. Мост ажурен и, несмотря
на два яруса и впечатляющие размеры, кажется легким и невесомым. Чтобы почувствовать
город, надо походить по нему пешком, а это непросто, поскольку местность пересеченная
и надо постоянно то подниматься вверх, то спускаться вниз, а то и плутать в
поисках выхода из лабиринтов узких, не всегда чистых улочек. Но зато вы будете
вознаграждены неожиданно открывающимися с различных точек видами старого города,
сменой и контрастом впечатлений. Так, совершенно случайно я набрел на небольшую
церковь Санта Клара, с потрясающей золоченой барочной резьбой - ничего подобного
нигде видеть не приходилось. Вообще, храмы в Порту, при всей архитектурной простоте,
удивляют ставшей традиционной отделкой фасадов изразцами. На изразцах изображаются
жития тех святых, кому посвящен храм. Так, маленькая церковь Святой Екатерины
вся покрыта изразцами с картинами ее жизни. Однако главным в Порту является
кафедральный собор Се. Расположенный на гранитной скале, самой высокой точке
старого города, он в ХII веке представлял собой крепость, и, несмотря на более
поздние перестройки, в нем можно угадать его изначальное предназначение. Построенный
из массивных серых камней, с довольно мрачными интерьерами, собор выглядит тяжелым
и немного скучным. Но зато какой прекрасный вид открывается на город с соборной
площади! Порту контрастен.
Если спускаться вниз от кафедрального собора к реке,
то идти придется через беднейший район города, и, несмотря на живописность квартала,
приходится удивляться: как же здесь живут в домах, где на крышах почти не осталось
черепицы. А вот трамвай, не изменившийся с 1930-х годов и представляющий собой
действующий музей, который так и называется "Музей электрических машин",
устремит вас к океану, где откроется совсем другой город. В этом районе расположены
фешенебельные виллы, многие из которых построены в стиле ар деко, куда приезжают
отдыхать богатейшие люди Европы. Кстати, в одном из самых выдающихся частных
дворцов Португалии ХХ века создан Музей современного искусства, где экспонируют
свои шедевры крупнейшие музеи мира. Дворец и прекрасный окружающий его парк
созданы в 1930 году первоклассными французскими архитекторами Гребером, Рульманом
и Лаликом.
В Порту многие
мостовые выложены своеобразной каменной мозаикой, и не так давно местным мастерам
было предложено выложить камнем одну из парижских улиц, так что португальцы
не остались в долгу перед французами и внесли свой вклад в оформление столицы
мира.
Трамваи Порту - особая тема. Это не те новенькие последнего образца московские
трамваи чешского производства, что почти бесшумно скользят, скажем, по рельсам
улицы Енисейской и других столичных маршрутов. Трамваи Порту - это громыхающие
и медленно ползущие "старые клячи", невообразимо тряские, шумные,
но по-прежнему находящиеся в рабочем строю. Они примерно вдвое короче московских
да и пониже тоже - под стать трамвайной колее, которая в португальских городах
много у,же отечественной. Словом, здесь электрическая машина для перевозки пассажиров
мало эволюционировала с момента ее изобретения. Теперь можно скачать
программы для очистки компьютера
также легко.
Внутри трамвай оббит деревом, вагоновожатый, как капитан непритязательного работяги-буксира,
правит стоя - сиденье у него отсутствует. Поскольку рельсы здесь заканчиваются
тупиком, а не разворотным кольцом, как у нас, на последней остановке "капитан"
просто переходит в кабину на другом конце вагона, и трамвай, как принято в таких
случаях говорить, "следует обратным маршрутом". Есть в Порту особенно
живописный трамвайный маршрут. Начинается он в центре города и идет по берегу
океана вдоль великолепных фешенебельных вилл в стиле ар деко. В них обитают
состоятельные или даже очень богатые люди со всей Европы. Несмотря на постоянный
шум от дребезжащего вагона, в него проникает завораживающий гул прибоя - вечное
дыхание океана. А всё вместе придает поездке особенный ностальгически-романтичный
настрой.
все
Продукция Издательского дома "Агни" пользуется вниманием первых лиц государства: |
В ПРОДАЖЕ появился второй том уникального издания, посвященный творчеству Николая Константиновича Рериха (1874-1947).
Подробнее...