НАТЮРМОРТ |
ЦИВИЛИЗАЦИЯ |
Юлия Юмашева | МУЗЕИ И ХУДОЖНИКИ |
...Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр, ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательнее смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт - ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись; любоваться изображением картины, его красотой, силой, глубиной...
И.С. Болотина
Человек живет в мире вещей - это непреложная истина, и, казалось бы, поэтому одним из самых <старых> жанров в живописи должен быть натюрморт. Русское изобразительное искусство, однако, его история говорят, что все совершенно иначе...
Конечно, различные предметы художники изображали всегда, но как самостоятельный живописный жанр натюрморт появился в России лишь в послепетровскую эпоху, в середине XVIII века, отражая познавательный пафос времени,
стремление показать прекрасное в малом и обыденном.
Период его формирования и становления затянулся почти на полтора последующих столетия, в течение которых жанр то привлекал к себе внимание живописцев, то совершенно забывался ими. До конца XIX века натюрморт считался жанром второстепенным и незначительным, в русле которого работали немногие. Однако среди этих живописцев особого упоминания заслуживают имена
выдающихся мастеров: Ф.П. Толстого, С.Ф. Щедрина, И.Т. Хруцкого, В.А. Серебрякова, В.Д. Сверчкова.
Подлинный расцвет натюрморта, его утверждение и распространение в России в качестве самостоятельного жанра живописи произошли лишь на рубеже XIX и XX веков. К этому времени на российской почве натюрморт приобрел уже собственные традиции, выработал систему образов и смог выступить даже в качестве жанра-программы, выражавшей мировосприятие целого
художественного объединения (<Бубновый валет>). Столь разительные перемены, произошедшие в судьбе <второстепенного> жанра, явились следствием изменений, происходивших в русской живописи в целом. Их существо заключалось в появлении у художников интереса к ПРЕДМЕТУ со всеми его разнообразными пластическими и конструктивными свойствами. Пристальное внимание к возможностям цвета, фактуры, линии,
к соотношениям световых и цветовых пятен и фона в конечном итоге привело живописцев к переосмыслению зрелищной красоты вещей и обогащению форм их изображения. Красота реальности и красота вымысла сливались в картинах-натюрмортах в одно неразделимое целое.
Художники как бы заново открыли для себя в старом жанре неповторимые и неисчерпаемые возможности отражения бытия, передачи вещного облика эпохи, и, как они сами говаривали, стала происходить <натюрмортизация> живописи, то есть картины художников, созданные в жанре натюрморта, начали
определять облик русского искусства начала XX века.
1910-е годы были <десятилетием натюрморта>. Впервые за всю историю русского искусства этот жанр получил полное признание у ведущих живописцев, входивших в крупнейшие художественные объединения: <Союз русских художников> (П.И. Петровичев), <Мир искусства> (К.С. Петров-Водкин, Б.И. Анисфельд), <Бубновый валет> (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн). Многие из них обращались
к натюрморту и в последующие годы своего творчества, но никогда уже более этот жанр не был столь популярен...
all
Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.
Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...
Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...