Журнал Взор - статьи по культуре и искусству, фотографии фотобанка, Индия, Ганеша, цветы
0

ПОДАТЕЛЬ СЧАСТЬЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Юлия Юмашева, кандидат историчеких наук, Москва ЛЮДИ И БОГИ
фотографии фотобанка - Индия, Ганеша, цветы

Вероятно, каждого, кто впервые сталкивается с индийской мифологией, удивляет и одновременно умиляет обаятельный бог с ласковым для русского слуха именем Ганеша. Так и хочется произнести, пропеть его по слогам - Га-не-ша. Оказывается, это симпатичное и лукавое существо, обязательно присутствующее в каждом индийском доме и превосходящее своей популярностью главных индусских богов, почитается в современной Индии как бог - воплощение мудрости и образованности, патрон искусств, устранитель и чинитель препятствий, даритель поражения и успеха, исполнитель желаний. Приоритет этого общеиндийского божества постоянно подтверждается: ко всякому начинанию и мероприятию, частному или общественному, приступают лишь после непременного молебна Ганеше как гаранту благополучия и удачи в предпринимаемом деле. Трудно удержаться от цитирования известного американского религиоведа В. Донигер О'Флаерти: "Ганеша обладает всем, что очаровывает любого, кто интересуется религией или Индией или тем и другим сразу: обаянием, тайной, известностью, сексуальным ореолом, моральной неоднозначностью и политическим весом..."
В "биографии" одного из самых "молодых" богов индусского пантеона (его многослойный комплексный образ окончательно сложился лишь в эпоху раннего средневековья) отразились все мыслимые и немыслимые человеческие страсти, связанные с появлением в семье второго ребенка, хотя в роли родителей малыша и выступали два верховных божества индуизма - бог Шива и его супруга Парвати. Существует несколько версий, повествующих об обстоятельствах рождения Ганеши. Согласно изложенной в "Вараха-пуране", Шива, по просьбе небожителей размышлявший о защите богов от проникших в рай толп, создал Ганешу из собственного величественного сияния. Парвати, увидев красивого юношу, возникшего без ее участия, произнесла проклятье: "Пусть его голова станет, как у слона, а тело изуродуется большим животом". И тогда Шива сказал: "Имя твое будет Ганеша, ты будешь... источником успеха и разочарования, велико будет твое влияние среди богов, и тот, кто при любом начинании или обращении к другим богам первым не почтит тебя, ничего не добьется". По второй, более популярной версии - "Брихаддхарма-пурана" - после появления на свет первенца, бога войны Сканды, Шива не хотел больше иметь детей, а нежная Парвати страстно желала второго сына. Разгневанный ее упреками и просьбами, Шива свернул полу одеяния богини и подал ей в руки: "Вот тебе сын, Парвати". - "Как может этот кусок ткани заменить мне сына?" - с горечью возразила супруга. Но когда она говорила, то случайно прижала сверток к своей груди, и он вдруг ожил. Радости матери не было предела, и она велела жрецам совершить обряды, полагавшиеся при рождении сына.
Появившись на свет столь необычно и при этом оказавшись обыкновенным ребенком, Ганеша был просто "обречен" на дальнейшие чудесные превращения. Детали внешнего облика бога - а изображают его с головой слона с отломанным бивнем и упитанным человеческим туловищем с круто выпирающим животом, говорящим об отменном аппетите своего владельца, с двумя, четырьмя, шестью или десятью руками, стоящим, сидящим или танцующим - получают вариативное объяснение в мифологической литературе. В каждом мифе, излагающем обстоятельства обезглавливания Ганеши с последующим присоединением головы слона к его телу, непременно подтверждается вторичность слоновьей головы у этого божества. В трактовке "Вараха-пураны" Ганеша потерял голову из-за проклятия Парвати, недовольной его необычным появлением на свет, а "Брихаддхарма-пурана" содержит развернутый и красочный рассказ об этом событии. Не менее распространена история о разъяренном Шиве, собственноручно отрезавшем голову разозлившего его сына, когда тот не пропустил отца в покои Парвати. Затем, чтобы утешить супругу, Шива приставил к туловищу малыша голову находившегося неподалеку слона, а возможно слоноголового демона Гаджасуры.
Известно, что всех богов пригласили на церемонию наречения младенца. Почести Парвати и ее сыну не воздал только Шани, от взгляда которого гибло всё... Однако богиня-мать настояла, чтобы он взглянул на малыша. Как только Шани посмотрел на Ганешу, испепеленная головка того отделилась от тела и упала на землю. Воскресить младенца не удалось даже Шиве. Тогда с небес раздался голос творца вселенной Брахмы, велевший "приставить" к плечам Ганеши голову первого встретившегося Парвати существа или того, кто "спит лицом к северу". На поиски был отправлен слуга Нандин, который после долгих странствий пришел в столицу небесного царства Амаравати. У ворот города он увидел слона бога этого царства Индры - Айравату, лежавшего головой на север. Победив Индру в сражении, Нандин отсек голову слона и вернулся к Шиве. Юный бог ожил и по велению отца встал во главе ганы - ватаги слуг Шивы, получив от Брахмы имя Ганеша - Владыка сонмов и титул Ганапати - Предводитель ганы.
Слоноголовый бог, кроме уже упомянутых, известен под разными именами-эпитетами, связанными с его функциями или отражающими элементы его необычного облика: Двидехак - Обладающий двойным телом, Гаджанан - Наделенный ликом слона, Экаданта - Одноклыковый, Ламбодар - Обладающий толстым животом; Винаяк - Устранитель препятствий, Сиддхидата - Дарующий успех, Херамба - Защитник... Богиня мудрости Сарасвати подарила Ганеше перо и чернила - и он стал богом учености. Этим пером им записано со слов мудреца Вьясы сказание о великой битве потомков Бхараты на поле Куру, известное всему миру как эпос "Махабхарата". По милости Брахмы Ганеша стал покровителем купцов и путешественников, а божественный мудрец, наставник богов Брихаспати подарил ему священный шнур через левое плечо, отличающий мудреца и жреца-брахмана (также признаком мудрости Ганеши является пояс из змей). Хотя Ганешу не узнать невозможно, многие детали его изображения варьируются, отражая и подчеркивая тот или иной функциональный или символический аспект его сущности. Среди атрибутов, чаще всего наблюдаемых в его руках, топорик - чтобы обрубать иллюзии и ложные учения; бодец - чтобы уколом погонять слона и символически насквозь "пронзать" заблуждения; петля - используется для обуздания дикого слона и символизирует победу над страстями и желаниями.

фотографии фотобанка - Индия, Ганеша, цветы

Согласно различным легендам о его приключениях, Ганеша был и непобедимым воином, участником многих битв и сражений, о чем свидетельствуют боевые отметины. Так, его голову украшает лишь один бивень, второй он потерял в битве с героем индийской мифологии Парашурамой или в сражении с великаном Гаджамукхой: магический бивень обратил его в крысу, ставшую ездовым животным победителя. В ознаменование военных побед мурти - лик, образ божества - Ганеши обычно изображается держащим в одной из четырех рук топор. Второй рукой бог держит силок, охраняя и защищая небесные чертоги: чтобы высших обителей достигали только истинно преданные Шиве, Ганеша изобретает препятствия для людей, помрачая их разум и заставляя стремиться к богатству и временным наслаждениям. Но для праведников, чистых сердцами и помыслами людей эти испытания не страшны: Ганеша не только не препятствует им, а наоборот, покровительствует и устраняет все трудности. Об этом свидетельствуют ритуальный сосуд с модакой - сладостями в третьей руке и благословляющий жест четвертой руки бога.
Степень "вовлеченности" Ганеши в повседневную жизнь показывает его семейный и брачный статус. В Северной Индии семейное положение этого бога не вызывает сомнений и подкрепляется ссылкой на "Шива-пурану", согласно которой Шива и Парвати пообещали устроить благоприятный брак для того из своих сыновей, кто быстрее обойдет мир. Сканда помчался изо всех сил вокруг земного шара, а Ганеша не торопясь совершил омовение и, ритуально очищенный, с полным почтением обошел вокруг своих родителей. Изумленным Шиве и Парвати он напомнил, что в соответствии с ведами обход вокруг родителей равнозначен обходу вокруг земли. Они женили Ганешу на сестрах Сиддхи (Успех, Достижение) и Буддхи (Ум), которые родили двух мальчиков - Кшема (Процветание) и Лабха (Приобретение).
Популярность Ганеши чрезвычайно велика: он принадлежит всей Индии. Достаточно сказать, что ни один храмовый комплекс здесь не обходится без храма Ганеши или изящного изваяния этого божества: сражающегося, благословляющего, танцующего... Он важно восседает в собственных святилищах. В каждом доме есть либо рисунок с его изображением над входной дверью, либо олеография, либо его скульптура: она помещается в домашнем алтаре - обязательно на столике или подставке (ни в коем случае не на полу - это может оскорбить достоинство бога, обидеть его). Даже обращение к другим кумирам предваряют умилостивлением Ганеши. Каждое утро для него курят специальные благовония - агарбатти, чаще всего сандал, жасмин или лотос, и имя его поминается во время молитвы прежде имен других богов. А в день рождения божества, которое отмечается весной (в Западной Индии торжества по этому поводу длятся 10 дней!), с детской непосредственностью в красивом блюдечке Ганеше преподносят молоко. Если на следующий день блюдце пусто, значит, бог принял дар, и счастливца ожидает небывалый успех...
Но, пожалуй, одним из самых красивых ритуалов, посвященных слоноголовому богу, является танец Пушпаджали Ганеша - Прославление Ганеши цветами, в котором танцовщицы пластикой, мимикой и специальными жестами - мудрами рассказывают о любимом боге. Содержание сценки примерно такое: "Он едет на мыши. У него большие уши. Мы лепим рисовые шарики - модаку и подносим ему. Он сын бога Шивы. Он оберегает нас и сметает препятствия на нашем пути. Мы возлагаем цветы к его ногам". Удивительно точный и такой необычный портрет Ганеши!
...В церемонии моления Ганеше есть такие слова: "Податель счастья, избавитель от несчастий, чья милость простирает на нас свою любовь и не оставляет ни пылинки от препятствий... Когда лицезреем тебя, все желания нашего ума исполняются".
Так пусть и ваши желания исполнятся! 

Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...